Обливание (картина Фешина)


«Облива́ние» — картина русского, советского и американского художника Николая Фешина. Создана в 1914 году в Казани[1] (С. М. Червонная датирует картину 1911 годом[2][Прим 1], а искусствовед Г. П. Тулузакова в каталоге 2012 года — 1914—1916 годами[4], хотя в своей диссертации 1998 года неоднократно называет другую дату — 1911 год[5]). Полотно находится в коллекции Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, экспонируется в настоящее время в зале Фешина в Национальной художественной галерее «Хазинэ», которая является филиалом музея[6].

Картина Николая Фешина изображает деревенский обычай обливать водой во время летней жары тех, кто проходил мимо колодца. Крестьяне считали его магическим способом предотвращения засухи[7]. Христианское представление о «смывании грехов» объединялось в этом обычае с воспоминаниями о языческих обрядах «призывания дождя»[8]. Кандидат искусствоведения Дмитрий Серяков считал «Обливание» продолжением в творчестве Фешина этнографической темы, которая ко времени создания картины уже нашла отражение в таких его жанровых полотнах, как «Черемисская свадьба» и «Капустница». Эти три картины художника исследователь называл «обрядовыми». По мнению Серякова, художник стремился в них не столько продемонстрировать сцены народного быта, сколько показать уклад жизни, запечатлённый в конкретных обрядах[9].

Действие картины «Обливание» разворачивается вблизи колодца на фоне деревенского пейзажа с избами, крытыми соломой, на протоптанных в траве тропинках. Центр полотна занимает сцена у колодца-журавля. Мальчик, встав на сруб, изо всех сил поднимает из колодца с помощью верёвки привязанное за её конец ведро. Рядом с ним крестьянин, с окладистой бородой, в тёмном жилете и фиолетовой рубахе, с размаху обливает водой из другого ведра стоящих рядом сельчанок. В левой части полотна изображена молодая крестьянка. Она, согнувшись, подбирая намокшее платье (подразумевается, что её только что облили водой шутники), идёт прямо на зрителя. Босыми ногами она ступает по лужам, в которых отражается голубое небо. Левый от зрителя край картины обрезает едва намеченную фигуру старухи с коромыслом (искусствовед Воронов считал, что она со смехом смотрит на разворачивающееся перед её глазами зрелище[10]). В центре правой половины полотна художник изобразил дрожащую от холода девочку с мокрыми волосами и одеждой. Она стоит лицом к зрителю, придерживая мокрое платье розового цвета так, чтобы оно не прилипало к телу. В это время ещё одна струя воды выливается ей на ноги[11][12].

За девочкой художник расположил в «свободных динамичных позах» ещё одну девочку, у которой на руках находится плачущий младенец, и девушку в красном платке и ярко-лиловом сарафане, у которой ребёнок отбирает ведро с водой. Справа слабо угадываются края, по выражению Серякова, «не то поленницы, не то просто сложенных друг на друга бревен и фигуры двух мальчишек, срезанные краем холста» (Воронов считал, что они заняты качанием воды[10])[13][12].