Образование в допетровской Руси


Образование в допетровской Руси — образовательные учреждения, существовавшие в Древней Руси и Московской Руси с X века по XVII век.

Некоторые историки, в частности П.Н. Милюков, высказывали мнение (опираясь на факты, относящиеся к XV–XVI векам), что в Древней Руси подавляющее большинство населения было неграмотным. Однако этому мнению противоречат граффити (надписи, сделанные на стенах соборов и церквей), оставленные явно случайными прихожанами, а также найденные многочисленные берестяные грамоты XI–XIII веков, причём не только в Великом Новгороде, но и в других древнерусских городах. Их авторами были купцы, ремесленники, даже крестьяне, известны берестяные грамоты, написанные женщинами.

Но разорение Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, в это время погибла большая часть древнерусских рукописей) отразилось и на образовании. Оно стало почти исключительно духовным (монастырским), и именно православные монастыри были в XIII–XV веках хранителями и распространителями образования.

Укрепление Московского государства привело к некоторому развитию образования. Стали возникать многочисленные приходские и частные школы, где обучались грамоте и счету дети не только духовенства, но и ремесленников и купцов, решениями Стоглавого собора (1551 год) была создана система православного образования. С середины XVII века в Москве стали открываться школы, созданные по образцу европейских грамматических школ, которые давали как светское, так и богословское образование[1].

Период развития отечественного образования при князьях Владимире и Ярославе Мудром нередко признается начальным во всей истории этого образования, во многом связанного с христианскими храмами[2].

Под 988 годом в Повести временных лет: «И поставил (Владимир) церковь во имя святого Василия на холме, где стоял идол Перуна и другие и где творили им требы князь и люди. И по другим городам стали ставить церкви и определять в них попов, и приводить людей на крещение по всем городам и селам. Послал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное. Матери же детей этих плакали о них; ибо не утвердились еще они в вере, и плакали о них, как о мертвых» (язычники были против христианских инноваций).