Обра́тная коса́я черта́, или обратная косая (на компьютерном жаргоне — обратный слеш [слэш] или бекслеш [бэкслэ́ш] от англ. backslash), а также «наклонная черта влево», — символ из набора ASCII (\), с написанием, обратным по отношению к обычному символу косой черты (/) (иногда также называемого «прямой косой»).
Символ обратной косой черты предназначен для использования только в математике множеств и информатике. Его использование в других случаях (вместо обычной косой черты) — ошибка.
До 1960-х годов встречались лишь единичные случаи применения данного символа: известно о включении этого символа в некоторые телетайпы[1] и перфораторы в 1937 и 45 годах. В 1960 году компания IBM представила «расширенный набор символов», в который была включена и обратная косая черта в кодовой позиции 0x19
[2]. В том же 1960 году для выработки единого стандарта кодирования текста (который позже станет известен, как ASCII) был созван комитет X3.2. В процессе рассмотрения стандарта в 1961 году Боб Бемер , один из членов комитета, ранее участвовавший в разработке компьютера STRETCH, настоял на том, чтобы не включать в новый стандарт символы «≤», «≥» и «≠» — вместо этого включить квадратные скобки и обратную косую черту. Мотивировал он это тем, что в языке Алгол эти символы практически не используются, зато квадратные скобки широко используются для работы с массивами. Включение обратной косой черты он обосновал тем, что это позволит более наглядно обозначать операции конъюнкции (⋀) и дизъюнкции (⋁) с помощью комбинации прямой и обратной косой черт[2].
— множество элементов, которые входят в A, но не входят в B.
Иногда обратной косой чертой записывают «левое частное матриц» .
В языке АЛГОЛ, как альтернатива ключевым словам and
и or
, допускались знаки булевой алгебры и . Знак вошёл в первые варианты Паскаля[1] для объединения и пересечения множеств (современный Паскаль для этого использует *
и +
).