Обращение (музыка)


В теории музыки под обращением понимают результат выборочной звуковысотной инверсии по определённому правилу, различному для интервалов, аккордов и мелодий.

Обращением интервала называется результат перемены мест составляющих его тонов, когда основание становится вершиной, а вершина — основанием интервала[1]. Исходный простой интервал и его обращение способны дополнять друг друга до октавы[2]. Обращение составных интервалов рационально рассматривать как обращение соответствующих им простых интервалов: независимо от количества дополнительных октав основные закономерности обращения простых интервалов не изменяются[3]. Закономерности эти следующие:

Первую систему аккордовых обращений составил Жан-Филипп Рамо в 1722 году[5]. Осмыслив практику генерал-баса, Ж.-Ф. Рамо установил родство трезвучий с их обращениями[6].

Расположение всех звуков по терциям всегда образует основной вид аккорда терцового строения[7]. В таком расположении нижний (басовый) голос содержит основной тон аккорда (от нем. Grundton), то есть звук, по отношению которому определяются остальные (терция, квинта, септима и т.д.). Комбинация звуков аккорда, при которой основной тон не является нижним по тесситуре, называется его обращением.

Между крайними звуками в секст- квартсекстаккордах обнаруживается интервал сексты (в то время как крайние звуки трезвучия в основном виде образуют квинту).

Во всех обращениях септаккорда обнаруживается секунда (как результат обращения септимы между крайними звуками септаккорда, находящегося в основном виде), вершина которой содержит основной тон[8].