Обход города Иркутска


Обхо́д го́рода Ирку́тска (в разговорной речи и СМИ — Объездна́я доро́га «Ирку́тск—Ше́лехов») — автомобильная дорога, соединяющая федеральные автомагистрали Р255 «Сибирь» (М53) и Р258 «Байкал» (М55) за пределами городов Иркутска и Шелехова. Длина автодороги — 24,3 километра[2]. Строилась с 2007 по 2010 год в рамках федеральной программы «Модернизация транспортной системы России». Стоимость проекта составила около 2,5 млрд рублей[3].

Объездная дорога проходит по территории двух муниципальных районов: Иркутского (14 км) и Шелеховского (10 км)[2].

«Обход Иркутска» начинается ответвлением от автомагистрали Р255 «Сибирь» между Иркутском и Мегетом, в 1 км к востоку от деревни Малая Еланка. Далее дорога движется в юго-западном направлении через поля и леса, проходит по восточному краю посёлка Пионерск, пересекает реку Иркут, далее идёт по западной окраине села Баклаши, от которого в 3,5 км к югу магистраль сливается с Култукским трактом (исторический участок Иркутск — Култук автомагистрали Р258 «Байкал»), в 5 км к западу от города Шелехова и в 2 км к востоку от посёлка Чистые Ключи.

Первый план «Обхода Иркутска» был утверждён ещё в 1991 году. В 1997 году были проложены первые пять километров дорожного полотна[4]. Но практически сразу проект был заморожен, так как финансирование работ остановилось[2]. К возведению объездной дороги вернулись спустя десять лет — в 2007 году Президент РФ Владимир Путин подписал «Указ о мерах по социально-экономическому развитию Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского округа». В нём объездная дорога была в числе приоритетных. «ИркутскГипродорНИИ» составил новый план трассы, так как первый уже устарел[4].

В ноябре 2007 года началось строительство объездной дороги Иркутска[2]. В мае 2009 года было объявлено о конечном сроке сдачи в эксплуатацию — 25 октября 2010 года[3][5].

20 октября 2010 года был проверен на прочность самый сложный инженерный объект трассы — мост через Иркут[6]. 13 ноября 2010 года состоялось торжественное открытие «Обхода»[1].