Общественный транспорт Стамбула


Общественный транспорт Стамбула — сеть городского транспорта, обслуживающая тринадцатимиллионный мегаполис Стамбул, покрывающая территорию более 5700 км2 и состоящая из сети автобусных маршрутов, различных линий рельсового транспорта, а также паромов.

История общественного транспорта в Стамбуле берёт своё начало с создания сети конок в конце XIX века. 30 августа 1869 года Константин Крепано Эфенди заключил с властями Османской империи договор на обслуживание своей фирмой «Société des Tramways de Constantinople» общественного транспорта в Стамбуле сроком на 40 лет. Первые вагоны конки начали курсировать в 1871 году по четырём линиям: Азапкапы — Галата, Аксарай — Йедикуле, Аксарай — Топкапы и Эминёню — Аксарай. При устройстве конки использовалась метровая колея. В 1912 году конка была вынуждена остановить движение на год в связи с мобилизацией всех лошадей для нужд армии на время первой Балканской войны.

2 февраля 1914 года был пущен электрический трамвай. Электрификация была осуществлена воздушным контактным проводом. На азиатской стороне трамвай начал курсировать 8 июня 1928 года на линии Ускюдар — Кысыклы. К пятидесятым годам XX века протяжённость обеих сетей достигла 150 километров.

30 июля 1871 года, одновременно с сооружением конки на европейской стороне, началось сооружение Тюнеля — линии подземного фуникулёра. Движение было запущено 5 декабря 1874 года и 17 января 1875 Тюнель открылся для пассажиров и стал вторым в мире метрополитеном. Лишь в 1896 году в континентальной Европе открылся электрический метрополитен в Будапеште, отобрав пальму первенства у 573-метровой линии на конной тяге. Тюнель был электрифицирован лишь в 1910 году.

Пригородное сообщение по железной дороге было установлено в 1872 году на европейской стороне от вокзала Сиркеджи до Хадымкёя. В Анатолии пригородное сообщение было организовано в 1873 году от вокзала Хайдарпаша до Измита. Эти две линии практически без изменений обслуживали городские и пригородные перевозки до недавнего времени. В 2013 году обе линии были закрыты на реконструкцию в связи со строительством тоннеля Мармарай под Босфором.

Организованные перевозки через Босфор паромами были открыты в 1851 году указом султана Абдул-Меджида I. До этого совершались пассажирские перевозки частными паромами. С 1853 года перевозки осуществлялись закупленными в Англии колёсными пароходами. С 1904 года начался переход на винтовые пароходы. В 1867 году на маршруте Кабаташ — Ускюдар был запущен первый в мире паром, ходящий по расписанию. Все паромы были национализированы в 1945 году.