Объективизм (философия)


Объективи́зм — философское учение об объективности реальности (материализм, объективный идеализм, реализм). Объективизм предполагает учёт максимального количества факторов при создании общей картины действительности. Объективизм также предполагает стремление к оценке вещей, лиц и событий на основании их точного изучения, независимо от собственных пристрастий и предвзятых мнений, когда они не могут быть удовлетворительно оправданы разумом. Объективизм обязателен для всякого учёного и критика, который должен быть, прежде всего, освобождён от бэконовских «идолов»[1].

При этом полное и безусловное отделение изучаемых предметов от душевной природы изучающего невозможно. Независимо от общей гносеологической соотносительности между познаваемым и познающим, врождённые и в основе своей бессознательные свойства личной и национальной души не могут быть лишены своего естественного влияния через одно намерение быть объективным. Сам факт преобладающего стремления к объективизму в том или другом учёном или критике основан на его субъективных психологических свойствах — на холодности темперамента, на равнодушии к известным сторонам жизни и т. д. Эти свойства, соответствующие одним областям знания (например, математике, формальной логике), могут быть совсем неуместны для других (например, для истории или для богословия, где имеет силу изречение pectus facit theologum[2]). Если чьи-нибудь личные чувства и мнения согласны с высшими идеальными требованиями, то нет причины от них отрешаться. Поскольку данная действительность находится в процессе изменения и совершенствования, и, поскольку в этом процессе играют роль чувства, мысли и стремления человека, абсолютный объективизм, если бы даже он был возможен, не был бы желателен, как равносильный остановке развития. Истинный, разумный объективизм требует, чтобы, кроме фактов действительности, принималось во внимание и её достоинство — а это связано с той или другой высотой субъективного мерила. Во всяком случае должно помнить, что сама противоположность между субъектом и объектом не есть что-нибудь безусловное и окончательное и что полная правда не может быть ни только объективной, ни исключительно субъективной[1].