Одиночество бегуна на длинные дистанции


«Одиночество бегуна на длинные дистанции» (англ. The Loneliness of the Long Distance Runner) — британский художественный фильм режиссёра Тони Ричардсона, снятый в 1962 по одноимённому рассказу Алана Силлитоу (в русском переводе — «Одинокий бегун»). Фильм содержит критику общественного устройства Великобритании[1]. С выходом фильма вид одиноко бегущего человека стал распространённым сюжетом в мировом кинематографе.

Фильм открывается сценой, в которой главный герой, Колин Смит (Том Кортни), одиноко бежит по просёлочной британской дороге. В своём монологе Колин открывает зрителю, что бег — это средство, с помощью которого он в прямом и переносном смысле бежит от своих проблем, особенно проблем с законом. Бежит по лесам и полям, не задаваясь вопросом, зачем. И даже пересекая победную черту с ликующей за ней толпой, он знает, что это ещё не конец. Это — одиночество бегуна на длинные дистанции.

В следующей сцене Колин показан уже в наручниках: он едет в полицейской машине вместе с другими парнями (тоже в наручниках) в «Ракстон Тауэрс» — центр для так называемых трудных подростков — несовершеннолетних правонарушителей. Директор учреждения (Майкл Редгрейв) убеждён, что только тяжёлая работа и дисциплина в конечном счёте сделают из них полезных членов общества. Угрюмый и непослушный Колин сразу по прибытии обратил на себя директорское внимание своим дерзким вызовом сложившейся системе «перевоспитания».

Важной частью программы реабилитации воспитанников центра является лёгкая атлетика. Директор, в прошлом тоже бегун, заинтригован спортивными способностями Колина — талантливого бегуна, способного легко заткнуть за пояс всех остальных ракстонских спортсменов. И вот его подопечные приглашены для участия в пятимильном кроссе против учащихся школы Ранли, в которой учатся привилегированные дети «сливок общества». Директор видит в этом приглашении отличный способ показать превосходство своей программы реабилитации над другими методами обучения. Близится день соревнований…

Литературный сценарий фильма написал Алан Силлитоу, автор одноимённой повести, он же (совместно с режиссёром) участвовал затем и в работе над фильмом[2]. Сам Ричардсон назвал ленту «поэтическим утверждением права каждого вступить в борьбу с обществом и победить». Режиссура Ричардсона в фильме органично совместила этот поэтический реализм с жёсткими, почти документальными кадрами (например, в сцене драки) и искусно снятыми пейзажными сценами бега Колина.