Окказионализм (философия)


Окказионализм[1][2][3] (от лат. occasio «случай») — философское учение, объяснявшее взаимодействие души и тела посредством вмешательства Бога[3], то есть решавшее проблему взаимодействия протяженной и мыслящей субстанций и развивавшее дуализм картезианства.

Основные представители философского течения в Германо-римской империи — француз Жеро де Кордемуа (1626−84), немец Иоган Клауберг (1622−65) и голландец Арнольд Гейлинкс (1624−69). До логического завершения учение окказионализма довёл француз Николя Мальбранш (1638−1715), сформулировавший тезис о невозможности влияния тела не только на душу, но и на другие тела.

Окказионализм по теории голландского философа Арнольда Гейлинкса, профессора из Лейдена, состоял в следующем: между духовной и материальной субстанцией нет связи, но Бог своим непосредственным вмешательством действует на нас так, что по поводу телесного явления — раздражения — возникает психическое явление — ощущение; и наоборот, по поводу психического явления — акта воли — возникает телесное движение. Таким образом, раздражения, с одной стороны, — наши хотения, а с другой — служат лишь поводами (occasiones) тех или других процессов; причиной же является Бог. Нравственная задача, по Гейлинксу, состояла в послушании разуму и в преданности Богу[4].

В основе философии Декарта лежит предельно чёткое разделение мира на два рода субстанций — протяженные (материальные) и мыслящие (духовные). Основываясь на концепции механицизма, Декарт шёл вразрез с теорией Аристотеля, отрицая существование растительной и животной души. Животное и человеческое тело — это лишь механизмы, «самодвижущиеся машины». Все функции организма происходят от материи, они могут быть объяснены особым расположением органов, током крови и движением «телесных духов» точно так же, как ход часов расположением зубчатых колес и пружин. Но человек — мыслящее существо, в нём материальное и духовное начало соединяются, и душа может каким-то образом вмешиваться в работу материального механизма. Но как непротяженная душа может сообщать движение? Чтобы решить эту трудность, Декарт предлагает гипотезу о существовании в мозге особого органа, называемого «мозговой железой», в котором локализована душа. Этот орган работает как клапан, в нём малейшие колебание души вызывают изменение движения «телесных духов».

Такое объяснение, по большому счету, проблему не решало и последователей Декарта не устраивало. Наметилось несколько путей решения, одним из которых стал окказионализм. Его основная идея заключается в наличии посредника между двумя субстанциями, в качестве которого выступает Бог.