Окружное послание


«Окру́жное посла́ние еди́ные, святы́е, собо́рные, апо́стольские, дре́вле-правосла́вно-кафо́лические це́ркве: в назида́ние и предостереже́ние возлю́бленных чад от не́которых вре́дных и неле́пых сочине́ний» — обращение к старообрядцам, приемлющим священство Белокриницкой иерархии, подготовленное Илларионом Кабановым (Ксеносом), обнародованное Московским духовным советом 24 февраля 1862 года. Было подписано архиепископом Московским и Владимирским Антонием (Шутовым), епископом Браиловским Онуфрием (Парусовым), епископом Казанский Пафнутием (Шикиным), епископом Балтским Варлаамом (Рымарёвым), священноиноками Евфросином, Илиёй, иереями Петром Драгуновым, Феодором Вохонским, иеродиаконами Пахомием, Ипполитом, диаконом Кирилом, иноком Белокриницкого монастыря Алимпием (Милорадовым) и дьяком Семёном Семёновым. 15 апреля 1863 года подписано также заграничными старообрядческими епископами: епископом Славским Аркадием (Шапошниковым), епископом Васлуйским Аркадием (Ивановым), епископом Тульчинским Иустином (Игнатьевым), а также белокриницким архидиаконом Филаретом.

«Окружное послание», которое должно было стать первым шагом на пути к унификации идеологии Белокриницкого согласия, сразу же после публикации вызвало крайне неоднозначную реакцию и стало одной из причин его раскола на «окружников» и «неокружников». Наибольшее возмущение у радикально настроенных членов белокриницкого согласия вызвали утверждения «Окружного послания» о том, что «господствующая ныне в России Церковь, равно и Греческая, верует не во иного Бога, но во единого с нами», что под именем «Иисус» официальная Российская церковь исповедует того же «Исуса» и поэтому называющий «Иисуса» иным Богом, антихристом и тому подобное есть богохульник. Вся полемика окружников с неокружниками велась главным образом вокруг этого пункта. Большинство клириков и мирян Белокриницкой иерархии в итоге приняли «Окружное послание», но, тем не менее, неокружники смогли обзавестись собственной иерархией, среди которой, впрочем, вскоре начались разделения. В советское время неокружническая иерархия пресеклась.