Октябрьский район (Ростовская область)


Октя́брьский муниципа́льный райо́н — административно-территориальная единица (район) и муниципальное образование (муниципальный район) в составе Ростовской области Российской Федерации.

По территории района проходят две автомобильные дороги федерального значения М4 «Дон» (Москва — Ростов-на-Дону) и А270 (М4 — Новошахтинск — граница с Украиной), а также магистраль Северо-Кавказской железной дороги. Посёлок Каменоломни является крупным железнодорожным узлом этой дороги. В состав железнодорожного узла входят локомотивное и вагонное депо, опорная станция Каменоломни, включающая в себя ещё 12 станций дороги.

Октябрьский район образован в феврале 1938 года с центром в посёлке шахты им. Октябрьской революции. 18 июня 1941 года районный центр был перенесён в посёлок Каменоломни[3]. В 1956 году район был укрупнён за счёт присоединения территории бывшего Красногвардейского района, а в 1962 году — части территории Красносулинского района. В 1963 году — территории бывшего Новочеркасского и части территорий Белокалитвинского, Зверевского и Родионово-Несветайского районов[4].

Район расположен в юго-западной части Ростовской области. Граничит с Красносулинским, Белокалитвинским, Усть-Донецким, Багаевским, Аксайским и Родионово-Несветайским муниципальными районами, а также с городскими округами Шахты, Новошахтинск и Новочеркасск.

По итогам переписи населения 2020 года проживали следующие национальности (национальности менее 0,1 % и другое см. в сноске к строке «Другие»)[18]:

Октябрьский район отличается высокой степенью развития промышленного комплекса. Большие запасы полезных ископаемых в недрах территории, в первую очередь, каменного угля, определили активное развитие здесь угледобывающих предприятий. Основным потребителем добываемого в Октябрьском районе каменного угля является расположенная на его территории Новочеркасская ГРЭС, которая вырабатывает электроэнергию для потребителей Ростовской области и ближнего зарубежья.-Развито сельское хозяйство - зерно и подсолнечник .