Ольденбург, Фёдор Фёдорович (педагог)


Фёдор Фёдорович Ольденбу́рг (1861— 23 июля [5 августа] 1914, Петроград) — русский педагог и общественный деятель из рода Ольденбургов. Старший брат академика С. Ф. Ольденбурга.

Родился в семье генерал-майора Фёдора Фёдоровича Ольденбурга, который после выхода в отставку увлёкся идеями Ж. Ж. Руссо и уехал с семьёй за границу, где слушал лекции в Гейдельбергском университете. Мать — Надежда Фёдоровна, урождённая Берг, дочь офицера, выпускница, а затем преподавательница французского языка Смольного института.

Окончил первую Варшавскую гимназию (1881; с золотой медалью), историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета (1885. Член возникшего в середине 80-х годах студенческого кружка «приютинцев», названного так по неосуществлённому проекту товарищеского сожительства в колонии Приютино[1]: В. И. Вернадский, С. Ф. Ольденбург, Д. И. Шаховской, А. А. Корнилов, И. М. Гревс, А. С. Лаппо-Данилевский, А. М. Калмыкова и др.

По окончании университета ему предложили готовиться к профессуре, но он решил заняться практической деятельностью в области народного образования. С 1887 жил в Твери, заведовал учебно-воспитательной частью в Тверской женской учительской школе имени П. П. Максимовича, преподавал педагогику, историю педагогики, психологию, руководил педагогический практикой учащихся. За годы его работы им были подготовлены тысячи народных учительниц.

Был сторонником педагогических идей К. Д. Ушинского, работал над обновлением содержания педагогических занятий в школе, разработал систему педагогической практики. Создатель губернского земского справочно-педагогического бюро. С 1903 — член Тверского общества любителей истории, археологии и естествознания.

В 1907 — организатор Тверского общественно-педагогического кружка, созданного с целью обобщения педагогического опыта и распространения научных знаний среди учителей. В 1912 — инициатор создания Постоянных педагогических курсов Тверского губернского земства. Положил начало организации текущей школьной статистики в России, участвовал в работах общеземских съездов по народному образованию (1911, 1913), был членом орфографической подкомиссии Академии наук.