Операциональная теория интеллекта


Операциональная теория интеллекта — концепция развития интеллекта человека, предложенная Ж. Пиаже. Теория даёт целост­ную картину интеллектуального развития ребёнка.

Суть концепции состоит в том, что интеллект представляет собой совокупность взаимозависимых обратимых операций и состоит из нескольких стадий: сенсомоторная, дооперациональная, конкретно-операциональная и формально-операциональная. Стадии сменяют друг друга только когда достигается равновесие между организмом и внешней средой, предыдущая стадия является базой для последующей, то есть происходит вращивание структур, сформированных на предыдущей стадии. В своей теории Пиаже делает акцент на том, что фактор равновесия организма и внешней среды играет один из ключевых моментов в смене стадий. Организм стремится находиться в равновесии для оптимального функционирования, и интеллект — самое совершенное средство для этого. Иными словами, организм прилагает усилия, чтобы адаптироваться к произошедшему нарушению равновесия между средой и самим организмом. Адаптация включает в себя такие понятия, противоположные по своим функциям :[1]

В 1920-х годах Ж. Пиаже впервые начал изучать проблематику части и целого с психологической точки зрения. До 1921 года Пиаже подготавливал теоретическую основу для дальнейших исследований, а начиная с 1925 года провёл эмпирические исследования по изучению мышления и речи у детей.

В 1925—1929 годы Пиаже начал изучать деятельную сторону словесного мышления, провел анализ строения и функциональных отличий интеллекта в различные периоды его развития. Работы Пиаже публикуются в многочисленных книгах («Возникновение интеллекта у ребёнка») и статьях («Первый год детства», 1927). К 1929 году Пиаже увеличил свою выборку, добавив к ней анализ интеллекта более старших детей уже среднего возраста, изучил формирования у них понятий числа и количества. Эти исследования подробно изложены в литературе: «Генезис числа у ребёнка» (совм с А. Шеминской, 1941)[3], «Развитие количества у ребёнка[4]»(совм с Б. Инельдер). В период с 1929—1939 годов, Пиаже создает логическую концепцию, выработанную специально для изучения развития интеллекта. Так, Пиаже начинает формулировать свои первые идеи операциональной концепции. Несколько лет Пиаже изучал математику, физику, биологию, и к 1940 совершенствует свою теорию операционального интеллекта. Кроме того он изучает, проводя многочисленные эксперименты, развитие понятий, развитие движения и скорости у ребёнка, основываясь уже на своей концепции.

Чтобы лучше понять реальное функционирование интеллекта, нужно обратиться к понятиям «группировок» и «операций». Так, группировка — это закрытая обратимая система, в которой все операции объединены в нечто целое и подчиняются определенным законам. Рассмотрим их.

Пиаже обратил внимание на то, что перед формированием логических операций ребёнок выполняет «группировки» объектов (собирает игрушечную пирамидку)