Оса (зенитный ракетный комплекс)


«Оса» (индекс ГРАУ — 9К33, по классификации МО США и НАТО: SA-8 GeckoГеккон»)) — советский автоматизированный войсковой зенитный ракетный комплекс. Комплекс является всепогодным и предназначен для прикрытия сил и средств мотострелковой (танковой) дивизии во всех видах боевых действий.

Разработка началась 27 октября 1960 года, принят на вооружение 4 октября 1971 года. Комплекс оснащён четырьмя зенитными управляемыми ракетами 9M33, модификация «Оса-АК» имеет 6 ракет 9М33М2, а «Оса-АКМ» — 6 ракет 9М33М3. На конец 2007 года являлся наиболее многочисленным в России комплексом войсковой ПВО. На вооружении РФ состоят более 400 машин[3]. Имеет множество различных аналогов за рубежом.

Существуют более современные ракетные комплексы, такие как Тор-М1/2, Панцирь-С1/2, ПЗРК «Верба», перспективный «Сосна», способные более эффективно выполнять задачи Осы-АКМ[4][5][6][7]. "Оса", в отличие от них, имеет затруднения при перехвате целей с низким ЭПР (БПЛА, крылатые ракеты, малозаметные самолёты, вертолёты)[8][9]. Зона поражения цели по высоте — от 10 до 5000 м, по дальности — от 1,5 до 10,3 км (для «Осы-АКМ»)[10].

27 июля 1960 года в соответствии с постановлением Совета министров СССР № 1157—487 была начата разработка ЗРК под условным названием «Оса» (на стадии проработки требований проект носил название «Эллипсоид»). Работы велись тяжело, с постоянными срывами сроков. В результате к 1962 году разработка практически не вышла из стадии лабораторной экспериментальной отработки[11].

Головным разработчиком всего комплекса в целом был НИИ-20 ГКРЭ. Главным конструктором был назначен М. М. Косичкин. За создание ЗУР отвечал Тушинский машиностроительный завод во главе с А. В. Потопаловым. Пусковую установку разрабатывало КБ компрессорного машиностроения ГКАТ[11].

Наиболее сложной частью работ являлось создание ЗУР. С поставленными сроками разработки Тушинский машиностроительный завод не справился. Поэтому 7 сентября 1964 года постановлением ЦК КПСС и СМ СССР разработчиком ЗУР было назначено ОКБ-2, а главным конструктором по направлению П. Д. Грушин[11][12].