Османо-мамлюкская война (1516—1517)


Османо-мамлюкская война 1516—1517 годов (араб. حرب المملوكي العثماني‎, тур. Osmanlı – Memlük Savaşı (1516–17)) — вторая война между Османской империей и Мамлюкским султанатом.

Причиной конфликта между османами и мамлюками были спорные территории в Малой Азии, на которые претендовали оба государства. Первая османо-мамлюкская война закончилась в 1491 году разделением сфер влияния, однако правители бейликов Рамазаногуллары и Дулкадирогуллары испытывали постоянное давление с обеих сторон. С началом XVI века появилась и третья сторона, претендующая на контроль над регионом — персидский шах Измаил. Победив Измаила при Чалдыране, османский султан Селим взял под контроль Дулкадир, а затем начал войну с Мамлюкским султанатом, объявив её священной войной. Мамлюки, делавшие ставку на личное умение владеть холодным оружием и презиравшие артиллерию, оказались бессильны против современного оружия. Раздоры среди мамлюков и предательства привели к поражению на Мардж Дабик при Хан Юнисе и при Ридании.

Результатом войны стало падение Мамлюкского султаната и присоединение его земель к Османской империи.

Лучшим источником, описывающим османское завоевание Египта, является хроника Мухаммеда ибн Ийяса[en], уроженца Каира и современника событий. Он был знаком с политическими событиями и честно, точно и справедливо описал всё то, свидетелем чего являлся. Ещё один египтянин Ибн Зунбуль не был историком, а, скорее, писателем, но его свидетельство важно как выражение мамлюкского мнения. Мухаммед Ибн Тулун из Дамаска был также очевидцем завоевания, его хроника дополняет рассказ Ибн Ийяса. Османских источников такого же качества об османском покорении Египта нет. В то время у османов не успела ещё сложиться аналогичная арабской историографическая традиция. Хроника Ашик-паша-заде доходит лишь до 1501 года, в ней описан конфликт османов и мамлюков, его зарождение и причины. Недостатки труда Ашик-паша-заде в его подходе, часто опирающемся на легенды. Ходжа Саад-эд-дин не был очевидцем, и в официальной истории османов он описал войну, базируясь на рассказах отца, участника кампании[1].

Существует османская летопись Абд аль-Амад аль-Диярбакри, который прибыл в Египет с армией Селима и остался там, как кади. Но его труд представляет собой подкорректированный перевод на османский язык работы Ибн Ийяса. Ценность этого труда в том, что он даёт османскую точку зрения на события. Муншеат-ас Салатин Феридуна-бея представляет собой собрание официальной переписки султанов, журналов кампаний и фатихнаме (официальных писем, объявляющих о победах). Это также важный исторический источник[2].

Есть две еврейские хроники: одна написана раввином Элиягу Капсали[en] (1483—1555) на Крите в 1523 году, а вторая написана в Египте через полторы сотни лет Иосифом бен Ицхаком Самбари[en][2].