Осоавиахим-1


На этом стратостате в 1934 году был установлен рекорд высоты: «ОАХ-1» впервые в мире сумел достичь высоты 22 километра над уровнем моря. После этого стратостат стал слишком быстро спускаться и рухнул на землю; все члены экипажа погибли.

В 1930 году несколько талантливых инженеров Ленинградского отделения ОСОАВИАХИМ загорелись идеей построить новый стратостат для покорения рекордных для того времени высот. Однако из-за финансовых трудностей непосредственная работа над проектом началась только в конце 1932 года. Главным конструктором стратостата назначили Васенко, а руководителем работ — опытного инженера Чертовского.

В июне 1933 года оболочка «Осоавиахим-1» была доведена в объёме до 24 940 м³. В августе того же года готовый стратостат осмотрела комиссия Гражданского воздушного флота под руководством Спасского и, несмотря на то, что люк кабины признали неудовлетворительным по возможности его закрывать, допустила летательный аппарат к эксплуатации.

Для проведения научных опытов и наблюдений стратостат «ОАХ-1» оснастили лучшими на то время приборами, созданными в Главной геофизической обсерватории, часть оборудования подготовили в Радиевом и Физико‑техническом институтах. Институт экспериментальной биологии ходатайствовал, чтобы в стратосферу взяли мушек‑дрозофил[1].

Первоначально старт «Осоавиахима-1» был назначен на 30 сентября 1933 года, но метеоусловия заставили повременить с полётом. Из-за неулучшающейся погоды полёт стратостата по решению Центрального совета Осоавиахима отсрочили до тёплых дней весны 1934 года. Научную аппаратуру гондолы демонтировали и отправили в Ленинград, оболочку «Осоавиахим-1» сложили и убрали в чехол.

Осенью в беседе с журналистами командир стратостата «СССР-1» (который незадолго до этого достиг отметки в 19 000 метров) Прокофьев сделал революционное заявление, что он и его экипаж готовятся повторить рейд в стратосферу, не дожидаясь наступления тепла, — зимой.