Остальгия


Остальгия (нем. Ostalgie, от Osten) — ностальгия по временам и культуре ГДР[1][2][3]. Противоположным понятием является вестальгия (нем. Westalgie)[4]. Иногда определяется как «воспоминание, ретроспективный взгляд на вещи и обстоятельства из повседневной жизни бывшей ГДР»[5].

В более широком смысле остальгия — это тоска по ушедшему социалистическому прошлому в странах так называемого социалистического лагеря, например югоностальгия и ностальгия по СССР[6].

Авторство неологизма остальгия, по крайней мере его актуализацию, приписывают немецкому артисту Уве Штаймле[de], выступавшему с программой Ostalgie.

Остальгия — культурный феномен самоидентификации. Существует противопоставление людей по жизненному укладу и культуре: «осси» (восточники) и «весси» (западники). Приверженность своей культуре выражается, в частности, в выборе характерных товаров «остальги», фильмов и их персонажей, пристрастие к социалистической символике и прочем.

В современной Германии имеются магазины, где продаются вещи и предметы, которые были популярны в ГДР. В Берлине имеется гостиница «Остел», интерьеры номеров которой оформлены в стиле восьмидесятых[1][7]. Популярны товары с этикеткой «сделано в ГДР», так магазин OssiVersand.de в 2008 году имел оборот миллион евро, а магазин Ossiladen, рассылающий свои товары по почте, имел около 40 тысяч постоянных клиентов[8].

Популярными становятся фильмы и книги с изображением жизни в ГДР. Также читатели и критики обратили своё пристальное внимание на литературу ГДР, молодые авторы обращаются к тематике ГДР. Большую популярность у читателей получил роман Гюнтера Грасса «Широкое поле» («Ein weites Feld»), в котором, по мнению возмущённых западнонемецких критиков, литературоведов и даже политиков, действительность ГДР изображена некритически и ностальгически окрашена[5].