Отдельная дорожно-строительная бригада


Отдельная дорожно-строительная бригада — формирование (соединение, бригада) специальных войск (дорожных) Вооружённых Сил Союза ССР (ВС СССР)[1][2] и России (ВС России), предназначенное для строительства и реконструкции автомобильных дорог (АД) и сооружений на них, а также других задач дорожного обеспечения.

Выполняли стратегические задачи по строительству и реконструкции автомобильных дорог и сооружений на них в Закарпатье, Забайкалье, Казахстане, Западной Сибири, Нечерноземье и на Дальнем Востоке Союза ССР. Являлась крупнейшим формированием в истории дорожных войск Вооружённых сил России после дорожно-строительной дивизии и дорожно-строительного корпуса. Сокращённое действительное наименованиеодсбр, с указанием войскового , например 146 одсбр. Штатная должность командира одсбр — полковник (комбриг, в РККА ВС Союза).

Понимая важность путей сообщения в Союзе, особенно в районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, для строительства автомобильных дорог и сооружений на них, а также обустройства территорий, постановлением Совета Труда и Обороны СССР, от 11 декабря 1933 года, было создано Управление дорожного строительства Восточной Сибири и Дальнего Востока (Дальдорстрой) в городе Хабаровск[3], с задачей по строительству стратегических автомобильных дорог по титульному списку Правительства СССР.

Планы по строительству были оглашены на XVII съезде ВКП(б), проходившем в Москве с 26 января по 10 февраля 1934 года, когда был принят второй пятилетний план развития СССР. В соответствии с ним предполагалось строительство автомобильной дороги Владивосток — Хабаровск, с твёрдым (гравийным) покрытием, протяжённостью 600 километров, ныне АД «Уссури» или М60.

С декабря 1933 года по январь 1934 года Красная Армия (РККА) сформировала, для Дальдорстроя, две отдельные дорожно-строительные бригады: первую — в Ростове-на-Дону во главе с комбригом Н. М. Анисимовым, и вторую — в Киеве (командир бригады — Лебедев), с общей численность личного состава около 15 000 человек, и передислоцировала их на Дальний Восток.

Штаб-квартирой первой бригады стало село Дмитриевка, Приморской области, второй — город Хабаровск. Первая бригада вела строительство автомобильной дороги от Владивостока до Имана, а вторая — от Имана до Хабаровска.