Отдыхающий Гермес


Отдыхающий Гермес (итал. L'Hermes in riposo) — одна из первых античных бронзовых скульптур, ставших достоянием просвещённых любителей искусства в Новое время. Скульптура была обнаружена в 1758 году при раскопках Геркуланума на Вилле Папирусов. Представляет собой римскую копию, сделанную до 79 г. н. э. Хранится в Национальном археологическом музее Неаполя[1]. Несохранившийся оригинал приписывается выдающемуся скульптору поздней классики Лисиппу и датируется IV веком до н. э. Другая копия находится на Вилле Гетти в Малибу (Калифорния), построенной по образцу Виллы Папирусов в Геркулануме. Ещё одна бронзовая копия имеется в собрании Музея истории искусств в Вене, и много других в разных городах мира. Тонированный гипсовый слепок скульптуры из «цветаевской коллекции слепков» экспонируется в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.

Античная статуя отдыхающего Гермеса упоминается вместе с другими, изображающими бегунов Панэллинских игр (также в собрании Неаполитанского музея), находившихся в садах виллы Тита Аттика, упоминается в переписке Цицерона и Тита Помпония Аттика[2]. «Эта статуя была, вероятно, самым известным произведением искусства, обнаруженным в Геркулануме и Помпеях в восемнадцатом веке»[3]. Воспроизведение скульптуры впервые появилось в знаменитом восьми-томном издании гравюр «Древности Геркуланума» (Le Antichità di Ercolano, 1757—1792).

В период наполеоновских войн и оккупации Италии французскими войсками в 1799 году генерал Жан Этьен Шаньонне намеревался отправить Гермеса вместе с другими античными произведениями во Францию, в Музей Наполеона в Лувре, о чём свидетельствует письмо в Директорию от 25 февраля 1799 года (7 ventoso anno VII)[4]. Однако скульптуру спрятали, упаковав в один из пятидесяти двух ящиков с древностями и произведениями искусства, сопровождавших бегство неаполитанских Бурбонов на Сицилию. Сначала Гермес хранился во дворце Портичи в окрестностях Неаполя, откуда при известии о наступлении Наполеона (1798) совершил путешествие в Палермо. С 1816 года скульптура снова находилась на королевской вилле в Портичи.

Позднее, в конце 1930-х годов Герман Геринг увёз скульптуру в Германию, но с помощью итальянского секретного агента, произведение вернулось в Неаполь. В течение XX века морскими археологами были обнаружены типологически схожие с «Гермесом» статуи «Марафонский юноша» и «Атлет из Фано».