Отпуст


Отпу́ст (греч. ἀπόλυσις, лат. dismissio) у христиан — заключительное благословение народа по окончании богослужения.

Порядок совершения отпуста вседневной вечерни следующий. Священник: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Певчие отвечают: «Честнейшую Херувим…». Священник: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, Слава Тебе», после чего певчие: «Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь», «Господи помилуй» (трижды), «Благослови». Далее священник, выйдя из алтаря северными дверьми при закрытых царских вратах, становится на амвон, обратясь лицом к народу, произносит великий отпуст. После великого и праздничного отпуста певчие поют многолетие (в практике РПЦ: «Великаго Господина и Отца нашего (имярек) Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего Преосвященнейшаго (имярек) митрополита (или архиепископа или епископа; титул епархиального архиерея), братию святаго храма сего и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета»).

Если сряду совершаются две службы, например, утреня и 1‑й час, и после каждой положен отпуст, тогда отпуст последней службы, на выход из храма, называется совершенным отпустом (Типикон, гл. 2), конечным отпустом (Типикон, гл. 1). В приходской практике РПЦ принято обычно вместе с вечерней отправлять сряду и утреню, в каковом случае отпуст после вечерни не произносится. После отпуста по окончании литургии народу преподается напрестольный крест для целования.

В конце (дореформенной латинской) мессы предстоятель или клирик произносит «Ite missa est» (Идите, месса совершилась). В конце мессы без Gloria (например, во время поста) и больших служб оффиция формула отпуста включает речитационный возглас «Dominus vobiscum» (Господь с вами), версикул «Benedicamus Domino» (Благословим Господа; по стилю обычно — мелизматический распев) и возглас «Deo gratias» (Слава Богу).