Отрицание геноцида


Отрицание геноцида — дениализм[1], попытка отвергать факт геноцида или минимизировать его масштаб и жестокость. Отрицание является неотъемлемой частью самого геноцида[2][3][4] и может иметь формы тайного планирования геноцида, пропаганды во время геноцида[2] и уничтожения доказательств массовых убийств. По словам исследователя геноцида Грегори Стэнтона, отрицание «является одним из самых верных показателей, что в дальнейшем геноцидальные убийства будут продолжены»[5].

Некоторые учёные определяют отрицание геноцида как заключительную стадию процесса геноцида[2]. Историк Ричард Г. Ованнисян писал: «Полное уничтожение народа требует изгнания воспоминаний и прекращение памяти. Фальсификация, обман и полуправда сводят то, что имело место, к тому, что могло бы быть, или, возможно, к тому, чего не было вовсе»[6].

По словам историка Танера Акчама, «практика „отрицания“ массовой жестокости обычно рассматривается как простое отрицание фактов, но это не так. Скорее, такое отрицание происходит на той туманной территории между фактами и истиной, где развивается подобный дениализм»[1].

По мнению Дэвида Толберта  (англ.), президента Международного центра правосудия переходного периода  (англ.), отрицание является последним убежищем совершающих геноцид и другие массовые преступления. Преступники скрывают свои деяния с целью избежать ответственности и сохранить политические и экономические преимущества, которые получили посредством массовых убийств и кражи имущества жертв, а также закрепить новую реальность путём конструирования «альтернативной истории». Согласно исследованиям, что такое отрицание не только наносит ущерб жертвам и их разрушенным сообществам, но способствует конфликтам и репрессиям в будущем[7].