Офюльс, Макс


Макс О́фюльс (Max Ophüls, псевдоним Максимилиана О́ппенхаймера, Maximillian Oppenheimer; 6 мая 1902, Санкт Йоханн, с 1909 г. часть Саарбрюккена — 25 марта 1957, Гамбург) — немецкий кинорежиссёр, который работал в Германии, США и Франции. Известен образцовыми с точки зрения ясности и чёткости повествования экранизациями литературных произведений на романтико-мелодраматические сюжеты. Отец документалиста Марселя Офюльса.

Макс Оппенхаймер родился 6 мая 1902 года в Санкт Йоханне (с 1909 года — часть Саарбрюккена). Его отец купец Леопольд Оппенхаймер, женатый на Елене, урождённой Бамбергер, руководил там с 1901 года фирмой своего тестя «Бамбергер и Херц», которая с 1903 года стала называться «Дом мужской и детской одежды». В 1912 году Оппенхаймеры открыли второй магазин. С 1913 года Макс посещал гимназию Людвига, а с 1915 года — королевское реальное училище. Он играл на флейте, брал уроки игры на гитаре и фортепьяно и увлекался театром. В 1920 году играл в школьном театре. В том же году ушёл из школы.

В 1920—1921 годах был актёром-волонтером в Вюртембергском земельном театре в Штутгарте, с первым выходом на сцену назвал себя Офюльсом. В 1921 году был «начинающим актёром» в городском театре в Ахене, в 1922 году в качестве «молодого любовника и комика» сыграл второстепенные роли в более 40 спектаклях. В 1923 году перешёл в городской театр в Дортмунде, участвовал в 14 спектаклях и получил первую постановку в качестве режиссёра. С 1924 года работал режиссёром-постановщиком театра в Бармен-Эльберфельде. В 1925 году начал работу на радио в качестве декламатора пробных программ радио Эльберфельда. С 1927 года работал также на радио в Кёльне и Штутгарте, читал современную литературу и с 1928 года писал собственные сценарии радиопостановок. В 1925—1926 годах был самым молодым режиссёром венского Бургтеатра. В 1926 году женился в Вене на актрисе Хильде Валль (1894—1980). С 1926 года работал в Новом театре во Франкфурте-на-Майне, с 1928 по 1930 год — в театре в Бреслау. В январе 1931 года переехал в Берлин, работал в Театре комедии, писал сценарии радиоспектаклей для Берлинского радио.

В начале 1931 года по заказу студии Universum Film AG (УФА) написал диалоги к фильму Анатоля Литвака «Больше никакой любви». В августе 1931 года снял свой первый короткометражный фильм «Тогда уж лучше рыбий жир» по рассказу Эриха Кестнера. Фильм «Флирт», поставленный им по одноимённой пьесе Артура Шницлера незадолго до прихода к власти национал-социалистов, пользовался огромным успехом и послужил в дальнейшем моделью, по которой были скроены многие его последующие ленты.