Эми́лия Ка́рловна Павло́вская, урождённая Бе́ргман (в некоторых источниках — Бе́рман; (28 июля [9] августа 1853 (по другим источникам — 1857), Санкт-Петербург, Российская империя — 23 марта 1935, Москва, СССР) — русская оперная и камерная певица (лирико-драматическое сопрано), вокальный педагог, пианистка. Выпускница Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано и вокала. Солистка Большого театра (сезоны 1883/84, 1888/89) и Мариинского театра (1884—1888). Заслуженная артистка Республики (1925). Заслуженная артистка РСФСР (1934). Герой Труда. Супруга певца С. Е. Павловского.
Первая исполнительница в операх П. И. Чайковского партий Марии («Мазепа», 1884), Татьяны[К 1] («Евгений Онегин», 1884), Кумы («Чародейка», 1887). Созданный артисткой образ Марии, при жизни композитора, считался критиками лучшим[1].
Среди лучших партий, исполненных певицей — Аида («Аида» Верди), Валентина («Гугеноты» Мейербера), Виолетта («Травиата» Верди), Кармен («Кармен» Бизе), Манон Леско («Манон» Массне), Маргарита («Фауст» Гуно), Мария («Мазепа» Чайковского), Розина («Севильский цирюльник» Россини), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского).
Родилась в Петербурге 28 июля [9] августа 1853 года[2] (по другим источникам — в 1857 году). По свидетельству Е. Клейнмихель (урожд. княжны Мещерской) Бергманы происходили из дворян и исповедовали лютеранство[3].
В биографии младшей сестры Павловской, Фанни Карловны, упоминается о том, что семья Бергман имела некое отношение ко двору великой княгини Елены Павловны[4], при финансовой поддержке которой возникли Русское музыкальное общество (1859) и первые классы российской консерватории (1862) во главе с А. Рубинштейном.
В родительском доме была создана благоприятная атмосфера для развития музыкальных и актёрских данных юной Эмилии Бергман, которая в первом полугодии 1863/64 учебного года являлась ученицей Рубинштейна. В январе 1866 года поступила в Петербургскую консерваторию по классу фортепиано Г. Кросса. Через два года там же начала обучаться пению у профессора К. Эверарди[5].