Павловская, Эмилия Карловна


Эми́лия Ка́рловна Павло́вская, урождённая Бе́ргман (в некоторых источниках — Бе́рман; (28 июля [9] августа 1853 (по другим источникам — 1857), Санкт-Петербург, Российская империя — 23 марта 1935, Москва, СССР) — русская оперная и камерная певица (лирико-драматическое сопрано), вокальный педагог, пианистка. Выпускница Санкт-Петербургской консерватории по классу фортепиано и вокала. Солистка Большого театра (сезоны 1883/84, 1888/89) и Мариинского театра (1884—1888). Заслуженная артистка Республики (1925). Заслуженная артистка РСФСР (1934). Герой Труда. Супруга певца С. Е. Павловского.

Первая исполнительница в операх П. И. Чайковского партий МарииМазепа», 1884), Татьяны[К 1]Евгений Онегин», 1884), КумыЧародейка», 1887). Созданный артисткой образ Марии, при жизни композитора, считался критиками лучшим[1].

Среди лучших партий, исполненных певицей — АидаАида» Верди), ВалентинаГугеноты» Мейербера), ВиолеттаТравиата» Верди), КарменКармен» Бизе), Манон ЛескоМанон» Массне), МаргаритаФауст» Гуно), МарияМазепа» Чайковского), РозинаСевильский цирюльник» Россини), ТатьянаЕвгений Онегин» Чайковского).

Родилась в Петербурге 28 июля [9] августа 1853 года[2] (по другим источникам — в 1857 году). По свидетельству Е. Клейнмихель (урожд. княжны Мещерской) Бергманы происходили из дворян и исповедовали лютеранство[3].

В биографии младшей сестры Павловской, Фанни Карловны, упоминается о том, что семья Бергман имела некое отношение ко двору великой княгини Елены Павловны[4], при финансовой поддержке которой возникли Русское музыкальное общество (1859) и первые классы российской консерватории (1862) во главе с А. Рубинштейном.

В родительском доме была создана благоприятная атмосфера для развития музыкальных и актёрских данных юной Эмилии Бергман, которая в первом полугодии 1863/64 учебного года являлась ученицей Рубинштейна. В январе 1866 года поступила в Петербургскую консерваторию по классу фортепиано Г. Кросса. Через два года там же начала обучаться пению у профессора К. Эверарди[5].