Паволока


Паволока (от волочить) — шёлковая или бумажная ткань.[1] Упоминается в Повести временных лет как дорогой материал, взятый князем Олегом в качестве дани, а также в «Сказании о Борисе и Глебе», «Слове Даниила Заточника», других произведениях домонгольского периода. Единожды встречается в «Слове о полку Игореве» при перечислении трофеев, взятых княжьим войском после первого сражения. Исследователи считают, что этим термином обозначались либо все шёлковые ткани, ввозившиеся на Русь, либо шёлк с многоцветным узором, либо гладкокрашеные шёлковые ткани, так как последних от домонгольского периода сохранилось большинство[2].

В иконописи паволока — ткань редкого переплетения или ветхая, наклеиваемая на иконную доску перед наложением левкаса. Служит для лучшего сцепления левкаса с поверхностью доски.

Паволока в иконописи применялась не всегда. Самые старые русские иконы проклеены паволокой целиком с лицевой стороны. В дальнейшем ей закрывались слабые места основы: стыки многочастной иконной доски (щита), локальные дефекты (сучки, свили и т. п.), края доски у её торцов. Снова проклеивать всю основу иконы паволокой стали в XVIII—XIX веках. Если икона была двусторонней, то паволока наклеивалась либо с обеих сторон, либо на ту, где размещалось главное изображение. Материалы для паволок — льняная или пеньковая ткани, наклеивались мездровым клеем[3].

Для изготовления дорогих икон выбиралась качественная кипарисовая доска, а в качестве паволоки применялась дорогая ткань сложного переплетения. На более дешевых иконах использовалась ткань с более редким расположением нитей, так называемая серпянка. На массовых иконах — так называемых «краснушках» — иногда в качестве паволоки применялась бумага. В настоящее время в качестве паволоки часто используется марля.[4][неавторитетный источник]