Пазырыкские погребения


Пазырыкские погребения относятся к ряду скифских (сакских)[1][2][3] гробниц железного века и найдены в долине Пазырыка и на плато Укок в горах Алтая, в Сибири; участок находится недалеко от границ с Китаем, Казахстаном и Монголией.[4] Многочисленные аналогичные захоронения были найдены в соседней Западной Монголии.

Гробницы представляют собой курганы скифского типа, курганы-тумулусы, содержащие деревянные камеры, покрытые большими пирамидами из валунов и камней, датируемые IV—III веками до нашей эры.[5] Впечатляющие погребения в Пазырыке ответственны за введение термина курган, русского слова тюркского происхождения, в общее употребление для описания этих гробниц. Район Пазырыкских курганов считается типовой стоянкой более широкой пазырыкской культуры. Участок включён в объект Золотые горы Алтая списка Всемирного наследия ЮНЕСКО.[6]

Носителями пазырыкской культуры были степные верховые кочевники-скотоводы, а некоторые, возможно, накопили большие богатства благодаря торговле лошадьми с купцами в Персии, Индии и Китае.[7] Это богатство проявляется в широком спектре находок из Пазырыкских гробниц, которые включают в себя множество редких примеров органических предметов, таких как войлочные драпировки, китайский шёлк, самый ранний известный ворсовый ковёр, лошадей, украшенных сложными атрибутами, а также деревянную мебель и другие предметы домашнего обихода. Эти находки сохранились, когда в древности вода просачивалась в гробницы и замерзала, заключая погребальные предметы в лёд, который оставался замороженным в вечной мерзлоте до момента их раскопок.

Из-за аномальных климатических заморозков некоторые из Алтае-Саянских захоронений, особенно захоронения V века до н. э. в Пазырыке и соседних местах, таких как Катанда, Шиба и Туекта, были изолированы от внешних климатических изменений защитным слоем льда, который сохранял органические вещества, погребённые в них. Некоторые геометрические узоры и символы солнца, такие как круг и розетка, повторяются в Пазырыке, но полностью вытеснены животными мотивами. Такие специфически скифские черты, как зооморфные соединения, то есть добавление части одного животного к телу другого, встречаются в Алтайском крае реже, чем на юге России. Олень и его родственники, однако, занимают столь же видное место в Алтае-Саянском, как и в скифском искусстве.[8]

«В Пазырыке также встречаются бородатые маскароны (маски) чётко выраженного греко-римского происхождения, которые, несомненно, были вдохновлены эллинистическими царствами Киммерийского Босфора[9]