Пакаль


Пакаль, Пакаль Великий, Кинич Ханаб Пакаль I (майя: K’ihnich Janaa[h]b' Pakal — «Сияющий … Щит») (23 марта 603 — 28 августа 683) — правитель Бакальского царства майя со столицей в Лакам-Ха (Паленке) с июля 615 года по август 683 года.

Титул: священный Бакальский владыка (транслитерация: K’UH-B’AK-la 'AJAW, транскрипция: k’uhul B’aaku’l(?) 'ajaw), священный Матавильский владыка (транслитерация: K’UH-MAT-[wi]-la-'AJAW, транскрипция: k’uhul Mat[a]wiil 'ajaw), западный каломте (транслитерация: 'OCH-K’IN-KAL-ma-TE', транскрипция: 'ochk'iin kalo'mte')

Имя, под которым известен этот правитель, — первое имя майя Классического периода (IV—IX века н. э.), прочитанное современными исследователями[1]. Это тронное имя (в надписях Паленке имена такого рода обозначаются термином K’UH-K’AL-HUN-li K’AB’A', «священное венчальное имя»). Правители получали их после вступления на престол; они, по всей видимости, указывали на их тотемных покровителей. В данном случае таковым является водяная лилия (jan naa[h]b), имеющая дополнительный эпитет pakal, «щит». В текстах, сообщающих о мифологических временах, упоминается персонаж по имени Йаш Читим Ханааб Пакаль, «Праотец Водяная Лилия — Щит». Элемент K'ihnich, «Жарчайший», достаточно часто встречается в именах майяских правителей классического периода. Личное, полученное при рождении, имя К’инич Ханааб Пакаля неизвестно.

Данные анализа костных останков свидетельствуют, что Пакаль родился и провёл детство в Лакам-Ха (Паленке). Однако к предыдущей династии правителей этого города (Баакульских владык) он принадлежал только по линии матери, Иш-Сак-К’ук; его отец Кан-Мо-Хиш носил титул «владыки Чох» (пока ещё недостаточно известное государственное образование) и прав на баакульский престол не имел.

Детство Пакаля пришлось на крайне неблагоприятное для его родного города время: дважды, в 599 году (согласно общепринятой точке зрения) и в 611 году Лакам-Ха был взят и опустошён войсками самого могущественного в то время государства майя — Канульского царства (с позднейшей столицей в Калакмуле) и его союзников. Ослабленное Баакульское царство подверглось нападениям со стороны соседних городов; тексты сообщают о гибели членов царской семьи.

О предшественнике Пакаля Муваан Це-Мат-Муване позднейшие надписи отзываются негативно, обвиняя его в нечестии по отношению к главным городским богам. В связи с этим Д. Беляев и А. Сафронов предполагают, что Це-Мат-Муван был ставленником Канульских владык, а возведение на престол Пакаля стало победой баакульской «патриотической партии»[3].