Пасиан Барселонский


Пасиан (Пациан, Патиан, Пакиан; лат. Pacianus, Patianus; умер в 390) — святой, епископ Барселонский (365—390). День памяти — 9 марта[1][2].

Считается, что святой Пасиан родился ок. 310 года в Барселоне или в одном из расположенных поблизости от города селений. Он происходил из состоятельной римской семьи и в молодости получил классическое образование. До принятия священного сана Пасиан был женат и имел сына — Луциуса Флавия Декстера, занимавшего, впоследствии, должности префекта претория во время правления императора Гонория.

Святитель получил известность далеко за пределами Тараконской Испании благодаря своим литературным трудам и считается первым церковным автором, жившим на территории современной Каталонии, чьи произведения, благодаря их широкому распространению, сохранились до наших дней. За твердое исповедание и отстаивание христианской веры, он был почитаем и на Западе, и на Востоке, как один из Отцов Церкви.

Св. Пасиан Барселонский является автором нескольких произведений, написанных на латыни и сохранившихся до наших дней.

В 373 году, будучи епископом Барселоны, святой Пасиан вступил в переписку с жившим в окрестностях города и многими почитаемым за праведность жизни человеком по имени Симпрониан. Симпрониан был последователем монтаниского учения и придерживался поначалу донатизма, а с возникновением новацианства присоединился к этому расколу. По учению Новациана, так как Церковь есть общество святых, все падшие и соделавшие смертные грехи после крещения, должны быть извергаемы из неё и ни в каком случае не могут быть принимаемы обратно. Церковь не может прощать тяжких грешников; если же она их прощает и принимает обратно, то сама делается нечистой, перестаёт быть святой. Свое общество, в которое не принимались тяжкие грешники, а отщепенцы от Церкви принимались не иначе как через перекрещивание, новациане называли обществом кафаров (от καθαοί—"чистые").

Симпрониан отправил святому Пасиану письмо, в котором осуждал Церковь за то, что она через таинство покаяния воссоединяет с собой всех раскаявшихся, не зависимо от тяжести совершенных ими грехов.