Палаццо Джустиниани (Рим)


Палаццо Джустиниани, по прозванию «Пикколо Колле» (итал. Palazzo Giustiniani, il «Рiccolo Colle» — Маленькая гора) — дворец на Виа делла Догана Веккья (Улице старой таможни) близ Пьяцца Сант-Эустакио в районе Пьяцца делла Ротонда и Пантеона в Риме[3].

Во дворце находятся представительские апартаменты председателя Сената Республики, «Зал Цуккаро», кабинеты почётных президентов Республики, почётных президентов Сената, некоторые службы и административные помещения. С 1901 по 1985 год дворец служил резиденцией масонского ордена Великого Востока Италии (del Grande Oriente d’Italia).

Дворец был построен недалеко от Пантеона в конце XVI века для монсеньора Франческо Венто, но в 1590 году его приобрёл Джузеппе Джустиниани, член генуэзской семьи, правившей островом Хиос в Эгейском море, но покинувшей остров после завоеваний Османской империи. По прибытии в Рим маркиз Винченцо Джустиниани в процессе перестройки палаццо инициировал археологические раскопки, в результате которых были обнаружены руины лежащих в основе здания «Александринских терм» (Terme alessandrine). Работы были продолжены его приёмным сыном Андреа Джустиниани Банкой, который в 1650 году объединил здание с другими земельными участками, вплоть до Пьяцца делла Ротонда. Строительство было завершено его женой Марией Фламинией Памфили и их сыном Карло Бенедетто Джустиниани[4].

Старший брат Винченцо, кардинал Бенедетто Джустиниани, присоединил палаццо к окружающим зданиям, включив в свой дворец весь квартал рядом с Пантеоном. Винченцо Джустиниани приобрёл для дворца коллекцию произведений искусства, насчитывающую около 1600 предметов, составивших знаменитую галерею первого этажа дворца, в том числе античные статуи и картины Джорджоне, Тициана, Рафаэля и Караваджо.

Здание, изначально построенное по проекту Джованни Фонтаны при содействии его более известного брата Доменико Фонтаны, претерпевало различные изменения в течение первой половины XVII века до вмешательства в 1650 году Франческо Борромини, который построил новый портал и балкон над ним, и элегантный внутренний двор — атриум с пониженными, или «опущенными, арками» (archi ribassati), характерными для стиля Борромини.

В середине XVIII века И. И. Винкельман включил дворец в число мест своей ознакомительной поездки в Италию[5]. Иностранные путешественники, проводившие Гран-тур, восхищались античными статуями дворца. Были и те, кто жаловался на то, что произведения собраны «без порядка и без изящества в галерее, лишённой всякого орнамента: больше складе, чем галерее»[6]. Но во втором десятилетии XIX века началось рассеивание той части художественного наследия Галереи, которая ещё не перетекла в другие собрания[7][8].