Палемон (князь литовский)


По легенде римлянин Палемон, родственник императора Нерона, спасаясь от жестокости императора с пятьюстами знатными семействами, приплыл к устью Немана, а по Неману добрался до рек Дубисы и Юры. Здесь они поселились, назвав эту землю Жемайтией (низкой землёй). Легенду немного развил Мацей Стрыйковский, который передвинул переселение на 452 год и объяснил его тем, что предки литовцев спасались от зверств Аттилы[1].

Расширять и увеличивать державу у него (Нерона) не было ни охоты, ни надежды. Даже из Британии он подумывал вывести войска и не сделал это лишь из стыда показаться завистником отцовской славы. Только Понтийское царство с согласия Полемона, да Альпийское после смерти Коттия он обратил в провинции.[2]

Авторы легенды довольно плохо знали географию Литвы и Белоруссии, поэтому в ней встречается множество географических ошибок и несообразностей. Кроме того, существовали многочисленные хронологические проблемы, а также несоответствие с некоторыми другими источниками. Поскольку большая часть текста касается окрестностей города Новогрудок, легенда, скорее всего, возникла именно в этом городе[3].

Легенда о Палемоне довольно широко рассматривалась в историографии. Ещё во второй половине XV века Ян Длугош писал, что у литовцев римские корни, но не углублялся в детали. Легенда о Палемоне и основании Литвы впервые упоминается во второй редакции белорусско-литовских летописей, созданной в 1520-х или 1530-х годах[4].

До публикации «Хроники Быховца» в 1846 году многие были уверены в том, что легенда сочинена Стрыйковским, хотя Василий Татищев обращал внимание на то, что некоторые элементы легенды имеются у ряда более ранних историков[5]. В историчности легенды сомневались уже в XVIII веке: Н. М. Карамзин писал, что известия о происхождении литовцев «баснословны и явно основаны на догадках»[6].

После обнаружения «Хроники Быховца» её исследовал Теодор Нарбут. Он был уверен в достоверности сказания, однако отверг версию о римском происхождении литовцев, считая их потомками герулов. Позднее Иосиф Ярошевич, который издал сводную работу по истории Литвы, хотя и принимал многие положения Нарбута, назвал легенду о переселении литовцев из Италии «сущей басней»[7]. В современной историографии принято считать, что легенда была придумана в XV или в XVI веке с целью доказать происхождение высшей литовской знати от римлян и литовской государственности от римской[8].