Музыкальная палеография


Музыкальная палеогра́фия (греч. παλαιóς — древний, старинный греч. γράφειν — писать) — прикладная научная дисциплина, направленная на изучение старинных (рукописных и старопечатных) памятников музыкальной нотации. Музыкальной палеографией, требующей междисциплинарного подхода, занимаются в равной мере филологи и музыковеды. Музыкальная палеография изучает западноевропейские невмы, древнерусские крюки, армянские хазы и другие старинные нотации с целью их современной интерпретации.

Музыкальная палеография является частью общей палеографии, использует её методы исследования рукописного материала. Вместе с тем, она привлекает музыкально-аналитические и музыкально-исторические методы исследования, приёмы статистики, теории информации и других наук и дисциплин.

Результаты музыкально-палеографических исследований отражаются в публикациях, включающих факсимильные издания музыкальных памятников с научными исследованиями и комментариями, которые часто содержат разработку методики расшифровки и переводов музыкального текста на линейную нотацию.

В музыкальной палеографии могут быть выделены русская певческая палеография, византийская (греческая) музыкальная палеография, латинская (григорианская) музыкальная палеография, армянская музыкальная палеография и другие области. В основе подразделения лежат графические, синтаксические и иные особенности музыкальной записи в памятниках различных регионов. Каждой из исследуемых областей палеографии музыкальной соответствует круг рукописей, как правило, на определённом языке.

Важнейшая практическая задача музыкально-палеографических исследований — перевод старинных памятников в классическую 5-линейную нотацию. Поскольку древние представления о музыке (иной музыкальный строй, иная звуковысотная система, иная, в ряде случаев «иррациональная», ритмика, синкретизм текста и музыки и мн. др.) не идентичны системе представлений о музыке Нового времени (в расчёте на которую и была внедрена классическая 5-линейная нотация), транскрипция старинного оригинала в школьную форму нотации не всегда возможна без «смысловых» потерь.

Другая практическая задача музыкальной палеографии (та же, что в общей палеографии) — унификация вариантов расшифровываемой музыки. Поскольку в древности (в т. ч. в области старинной культовой музыки) невозможно говорить об «автографе» музыкального произведения (в том смысле, как, например, говорят об автографе сонат Моцарта или симфоний Малера), варианты могут расцениваться как исторически и художественно равнозначные независимо от формы оригинала (рукописной или печатной) и даже от их относительной датировки. Следовательно, любая современная унификация старинного нотного памятника, особенно если она представлена в виде публикации-транскрипции, — зона исключительной ответственности палеографа[1].