Пантелеймон-Виктория (линейный корабль, 1721)


«Пантелеймон-Виктория» или «Пантелеймон» — парусный линейный корабль Балтийского флота Российской империи, первый корабль Российского императорского флота, в конструкции которого была применена система диагональных связей.

Двухдечный трёхмачтовый парусный линейный корабль с деревянным корпусом. Корабль был построен «на французский манер» по собственному проекту французского корабельного мастера Жозефа Панголо[комм. 1]. Для обеспечения продольной прочности в конструкции этого корабля впервые в России была применена система диагональных связей. Длина судна составляла 46 метров[комм. 2], ширина — 12,2 метра[комм. 3], а осадка — 5,4—5,74[комм. 4] метра. Вооружение судна состояло из 66 орудий, а экипаж — из 470 человек[1][2][3][4].

Назван в честь побед при Гангуте и Гренгаме, случившихся 27 июля (7 августа1714 и 1720 годов, соответственно, в день святого Великомученика Пантелеймона[1][3].

Корабль «Пантелеймон-Виктория» был заложен в Санкт-Петербургском адмиралтействе 22 марта (2 апреля1719 года и после спуска на воду 27 июля (7 августа1721 года вошёл в состав Балтийского флота России. Строительство вёл корабельный мастер Жозеф Панголо[1][3][4][5]. В том же году под командованием капитана 2-го ранга Н. П. Вильбоа был проведён из Санкт-Петербурга к Котлину[6].

В 1722 и 1723 годах выходил в практические плавания в Финский залив в составе отрядов и эскадр кораблей Балтийского флота, в том числе в июле 1723 года для испытания своих мореходных качеств. В кампанию 1726 года использовался для обучения экипажа на Кронштадтском рейде и с другими кораблями флота выходил в плавание в Финский залив[комм. 5]. В 1727 году вновь выходил в практические плавания в Финский залив. В 1728 году находился в Кронштадтской гавани и не вооружался[1][7].

В 1734 году в составе флота принимал участие в плавании к Пиллау и Данцигу. В сентябре того же года совершил переход из Кронштадта в Ревель[1][5].