Пантэйджес, Александр


Алекса́ндр (А́лекс) Пантэ́йджес (англ. Alexander «Alex» Pantages, имя при рождении — Перикли́с Пантази́с (греч. Περικλής Πανταζής, англ. Pericles Pantages); 1867, Андрос, Греция — 17 февраля 1936, Лос-Анджелес, Калифорния, США) — греко-американский театральный импресарио, продюсер первых водевилей и раннего кинематографа, создатель знаменитых театров Pantages[2][3]. Имел репутацию упрямого, неутомимого и жёсткого бизнесмена; в то же время был искусным и креативным предпринимателем, обладал невероятной деловой хваткой и интуицией[4]. Называл себя Королём Греком (King Greek), возможно, следуя примеру кинопродюсера Луиса Б. Майера, носившего прозвище Суперъеврей (Super Jew)[5]. Является классическим примером человека, реализовавшего американскую мечту, и легендой шоу-бизнеса[6].

Пантэйджес — один из пионеров индустрии развлечений, выдающийся театральный и киномагнат Америки[7]. В 1920-х годах он стал первым бизнесменом, начавшим заключать сделки с кинодистрибьюторами, содействуя тем самым появлению раннего прототипа современного кинотеатра[8]. Долгое время считалось, что Пантэйджес был первым, кто начал показывать немые фильмы в театрах[9]. С начала 1910-х годов и до начала Великой депрессии владел компанией Pantages Circuit — крупнейшей независимой сетью водевиль- и кинотеатров в Северной Америке[10][11].

В 9-летнем возрасте Пантэйджес бросил школу, не научившись читать и писать. Однако благодаря потрясающей памяти, которая часто развивается у неграмотных людей, построил многомиллионный бизнес и стал влиятельным магнатом[12]. На пике карьеры его личный капитал оценивался в $ 50 млн[13]. В 1929 году, перед крушением американской фондовой биржи, продал бо́льшую часть своей театральной сети компании RKO (Radio-Keith-Orpheum) Picture Studios[14].

Наряду с Джоном Консидайном и Джоном Кортом был одним из бизнесменов Сиэтла (Вашингтон), которые использовали свой успех в годы, последовавшие за Клондайкской золотой лихорадкой, оказав влияние на развитие американского театра[15]. В театральных кругах Пантэйджес был известен как Александр Великий (Alexander the Great) и Александр Грек (Alexander the Greek) не только за свою этническую принадлежность, но и за «воинственную кампанию» по созданию театральной империи путём расширения своих «владений», ловкость в открытии новых талантов, заключение эксклюзивных сделок с певцами и танцорами, и привлечение их в свою империю[16][17].

Создав к 1920 году огромную сеть театров Pantages Circuit на западе США и в Канаде, в 1926 году, на пике успеха своей империи, Пантэйджес владел 30 или управлял 42 театрами[18], несмотря на то, что не мог читать и писать по-английски[4][19]. Стремительное развитие киноиндустрии в 1920-е годы оказало давление на его театральную империю и в конечном итоге привело к её упадку в 1929 году[20][21].