Парашют


Парашю́т (через фр. parachute[1], от греч. para — «против» и chute — «падение»; однокоренные слова: парасоль, параплюи, паратоннэрр, парафё, параван[2]) — устройство в форме зонта из ткани или другого мягкого материала, к которому стропами прикреплена подвесная система или груз. Служит для замедления движения предмета в воздухе. Парашюты используются для прыжков из летательных аппаратов (или с фиксированных объектов) с целью безопасного спуска и приземления людей (грузов), для торможения летательных аппаратов при посадке[3].

В состав современной людской спортивной парашютной системы входят два парашюта (основной и запасной), подвесная система с ранцем и страхующий прибор.

По конструкции вытяжной парашют может быть с пружиной или без неё. В конструкции вытяжного парашюта есть пружина, при помощи которой он отталкивается от парашютиста и попадает в набегающий воздушный поток. В современных спортивных парашютных системах запасной парашют вводится в действие с помощью кольца, при выдёргивании которого освобождается удерживаемый клапанами ранца вытяжной парашют с пружиной. На парашютных системах круглой формы с передним расположением запасного парашюта вытяжной парашют находится непосредственно на вершине купола и не имеет пружины.

Вытяжной парашют без пружины состоит из капроновой ткани с малой воздухопроницаемостью и ткани большой воздухопроницаемости в плане имеет круглую форму площадью от 0,4 до 1,2 м2. Вытяжной парашют такого типа на сленге парашютистов называется «медуза» и укладывается чаще всего в эластичный карман, расположенный в нижней части ранца. Вытяжной купол («медуза») соединён при помощи капроновой ленты, выдерживающей нагрузку на разрыв более 600 кг, с камерой основного купола и основным куполом.

Камера предназначена для укладки в неё купола со стропами и системой рифления (слайдер). При укладке в камеру сперва укладывают купол, затем камера зачековывается стропами. При раскрытии происходит обратный процесс: сперва из резиновых сот выходят стропы, затем, натянувшись, открывается фартук камеры основного купола и из неё выходит купол, который под воздействием набегающего потока воздуха раскрывается. Резиновые соты используются для того, чтобы упорядочить процесс раскрытия купола.

Современное крыло в русском языке часто называется куполом, несмотря на его форму. Купол (сленг. — мешок) состоит из верхней и нижней оболочек, нервюр, стабилизаторов. Нервюры задают профиль крыла и делят крыло на секции. Наибольшее распространение получили 7- и 9-секционные купола. По форме различают прямоугольные и эллиптические. В конструкции наиболее продвинутых куполов-крыльев для уменьшения искажений формы крыла используются дополнительные косые нервюры, в этом случае количество секций возрастает до 21-27.