Паремия (литургика)


Пареми́я, или Парими́я (ст.‑слав. парємиꙗ, паримиꙗ, парамиꙗ, парьмиꙗ; церк.-слав. паремі́ѧ; др.-греч. παροιμία — притча) — элемент богослужения. В богослужебной практике православной церкви — «чтения из ветхозаветных, а иногда новозаветных книг, положенные на великих вечернях в праздники с полиелеем или бдением, на вседневных вечернях во дни четыредесятницы, на часах так называемых Царских, на часах во дни четыредесятницы, на некоторых молебствиях (например, в чине великого освящения воды)…»[1]. Пареми́и содержат в себе пророчества о празднуемом событии или хвалу святому, память которого совершается[2].

Богослужебная книга, в которой собраны паремии, носит название «Паремийник» (или «Паримийник», «Паремейник»).

Основным первоисточником пареми́й является Ветхий Завет. Однако в дни памяти апостолов например, на Всенощную под праздник св. апп. Петра и Павла читаются отрывки из 1-го Послания Петра, то есть из Нового Завета.

Чаще всего пареми́и читают за праздничной вечерней, после вечернего входа. Однако, в седмичные дни Великого Поста пареми́и читаются также и за 6-м часом - в первые 6 седмиц это отрывки из Книги пророка Исаии, а на страстной седмице - пророка Иезекииля. Помимо этого, паремии читаются в Великий четверг за 1-м часом, на утрене Великой Субботы и на всех часах навечерий, то есть дней накануне Рождества Христова и Богоявления.

Рождество Пресвятой Богородицы. Особенности всенощного бдения. На великой вечерне после входа читаются: