Вечерня


Вече́рня (греч. Ὁ Ἑσπερινός; лат. vesperae[1]) — богослужебное последование, восходящее к ранним векам христианства и сохранившееся во всех исторических церквах, сохранивших апостольское преемство, а также в «традиционных» протестантских сообществах (лютеранство, англиканство). Традиционное время совершения — около девятого часа дня (считая от примерно 6 часов утра, условного восхода солнца), то есть «вечером» (отсюда название). Некоторые песнопения вечерни имеют весьма древнее происхождение и восходят к первым векам христианства.

Законом Моисея предписывалось принесение трёх общественных жертвоприношений: вечером, утром и в полдень (Пс. 54:18). В то время отсчёт наступивших суток начинался не в полночь, как сейчас, а с вечера — с момента захода солнца (примерно в 18 часов). Поэтому суточный богослужебный круг начинается именно с вечерни.

Согласно Исх. 29:38—43 в жертву приносились один однолетний агнец без порока, хлеб, елей и вино. К этим жертвам присоединялось принесение фимиама (Исх. 30:7—8). Вечером ветхозаветные священники зажигали светильник в скинии собрания, огонь в котором должен был поддерживаться до утра (Исх. 27:20—21)[2]. Такой порядок жертвоприношений сохранялся в Иерусалимском храме до его разрушения в 70 году.

Вместе с тем, пророки указывали, что молитва Богу не менее ценна, чем жертвоприношение и каждение. В частности, в 140-м псалме Давид молит: «Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя» (Пс. 140:2)[2].

Поскольку первые иерусалимские христиане продолжали соблюдать закон Моисея, их вечерние богослужения могли вдохновляться храмовыми жертвами. В дальнейшем иерусалимские христианские традиции распространялись по другим поместным церквам. В частности, в большинстве богослужебных традиций существовал (и/или сохраняется) обряд благословения вечернего света (параллель с возжжением светильника в скинии) и пение 140-го псалма[2].