Парижская коммуна (газотурбоход)


«Парижская Коммуна» — первый газотурбоход в торговом флоте СССР, многоцелевой сухогруз-твиндекер из серии «Ленинский Комсомол» проекта 567К и последнее из судов этой серии, первое судно с винтом регулируемого шага (ВРШ) в торговом флоте СССР. Это был самый крупный в мире газотурбоход на момент спуска на воду[1].

Судно было построено на Херсонском судостроительном заводе. Проектант судна — ЦКБ «Черноморсудопроект» (Николаев)[2]. Проект: 567К, тип Ленинский комсомол.
Строительный №: 1219
Место постройки: Херсонский ССЗ (ССЗ №873) СССР Херсон
Приписка: Одесса СССР
Владелец и оператор: Балтийское морское пароходство, а затем, где-то год спустя, Черноморское морское пароходство ММФ СССР.
Позывной: UTKX
IMO: 6612001
Регистровый №: М-28034
Регистр: РСССР
Формула класса: КМ(*)Л3[1]

Основные размерения (длина, ширина, осадка, высота борта) взяты из источника[2], в котором они и возможно указаны приблизительно исходя из размерений первого серийного судна.
Длина наибольшая - 169,9 м
Ширина - 21,8 м
Высота борта - 12,9 м
Осадка - 9,7 м

Водоизмещение – 22 225 т[2]
Грузоподъемность - 13 270 т[2]
Валовая вместимость: 11237 т[1]
Дедвейт: 16185 т[1][2]
Вместимость трюмов: 19150 м³ (киповая), 22545 м³ (насыпью)[1].

Проектант газотурбинной установки ГТУ-20 — Кировский завод в Ленинграде[2]. Газотурбинная установка ГТУ-20 была спроектирована и построена на Кировском заводе в Ленинграде. Так как хотели достичь наилучших результатов в скорости, то решили установить ГТУ-20 на судно с самими лучшими обводами корпуса. В СССР такими были суда серии «Ленинский Комсомол».

При тесном сотрудничестве ЦНИИМФа (Центральный научно-исследовательский институт морского флота) со специалистами судостроительных заводов для ММФ СССР было спроектировано и построено сухогрузное судно «Парижская Коммуна», дедвейтом 16185 тонн, со скоростью 19 узлов, с самой мощной в то время в мире газотурбинной установкой мощностью 9,5 Мвт и винтом регулируемого шага (ВРШ)[3]. Однако, в дальнейшем указывали скорость 18,5 узла[2]. Скорость в балласте - 20,4 узла (указана в документах)[4].