Париж — Брест — Париж


Париж — Брест — Париж (фр. Paris–Brest–Paris) — тысячадвухсоткилометровый веломарафон от Парижа до Бреста и обратно. Считается старейшей регулярной велогонкой, первая состоялась в 1891 году. Гонки среди профессионалов проводились раз в 10 лет до 1951 года, в настоящее время каждые 4 года организуется любительский бревет с лимитом в 90 часов[1].

Впервые гонка Париж-Брест-Париж, которая тогда называлась «Paris-Brest et retour» (Париж—Брест и обратно), состоялась в 1891 году, её организаторами были клуб Audax Club Parisien и газета «Le Petit Journal». Старт был дан на юго-западе Парижа, а дальше 207 участников направились на запад, к Атлантическому океану, преодолевая 600 километров до портового города Бреста, после чего им предстояло вернуться по тому же маршруту.

В 1891 году люди ещё не осознали всех своих возможностей в седле велосипеда, но велосипедное движение набирало обороты, и этот вид спорта становился всё более популярным не только среди мужчин, но и среди женщин. Гонки на велодромах собирали толпы зрителей, на улицах европейских и американских городов уже довольно часто можно было встретить велосипедистов, однако велосипед как средство преодоления больших расстояний пока ещё не рассматривался всерьез. При этом попытки были – это касалось и автогонок, и велогонок, но плохие дороги и общая неподготовленность спортсменов и техники раз за разом приводили к неудачам. Ухабистые дороги были губительны для конструкции велосипедов, спортсмены получали травмы – но всё это не останавливало искателей приключений, как профессиональных гонщиков, то есть тех, кто зарабатывал деньги участием в гонках, так и любителей, которые выбрали велосипед для прогулок и ведения здорового образа жизни. Провести чёткую границу между ними в то время было сложно, так как профессионалы часто участвовали в любительских соревнованиях, даже если им приходилось регистрироваться под вымышленными именами.

В том же 1891 году впервые состоялась гонка Париж-Бордо протяженностью 572 километра, которая привлекла пристальное внимание общественности. Газетные тиражи выросли, и этот факт не укрылся от редактора Le Petit Journal Пьера Жиффара, который сам был любителем велоспорта. Также он заметил, что лучший француз на Париж-Бордо был всего лишь пятым, а первые четыре места заняли иностранные гонщики.