Парлер, Генрих


Генрих Парлер Старший (также Генрих Гмюндский, нем. Heinrich von Gemünd der Ältere; ок. 1310—ок. 1370) — немецкий архитектор и скульптор, стоявший у истоков зондерготики. Известен перестройкой нефа церкви Креста[нем.] в швабском Гмюнде, в результате которой она превратилась в зальный храм с сетчатым сводом.

Парлер основал семью мастеров-строителей Парлер[англ.], чьи представители работали в различных частях Центральной Европы, особенно в Богемии. Его сын, Петер Парлер, стал одним из главных архитекторов Средневековья. Фамилия происходит от слова Parlier, что означает «бригадир».[1]

Генрих Парлер, вероятно, родился в Кёльне между 1300 и 1310 годами, где его самой ранней известной работой было наблюдение за строительством Кёльнского собора.[2] Позже он жил и работал в Гмюнде, имперском городе (нем. Reichsstädte) Священной Римской империи.[3]

Примерно в 1333 году Парлер был приглашен стать управляющим строительством церкви Святого Креста (нем. Heilig-Kreuz-Münster) в Гмюнде.[4] Строительство уже началось в 1315 году, чтобы заменить существующую романскую церковь готической формой базилики. Он внёс изменения в план этого нового здания и завершил неф как зальный храм (нем. Hallenkirche), первый в своём роде в южной Германии.[5] Округлые колонны с капителями из листового венка, вытянутые ажурные окна и сложные цветные своды — первые ощутимые свидетельства его нового стиля, который стал ещё более выраженным с закладкой первого камня основания хора в 1351 году. Его сын Петер Парлер (1333—1399) начал работать вместе с ним над хором, спроектированным как деамбулаторий с приделами, лежащими плоско между контрфорсами. Поэтому количество необходимых внутренних опорных колонн было уменьшено, и приделы были построены высотой с неф, создавая расширенное ощущение пространства.[2] Генрих Парлер также был ответственен за экспериментальные, более реалистичные скульптуры, чем до сих пор создавались в предыдущих церквах.[5] Таким образом, Собор Святого Креста знаменует собой важную веху в позднеготической архитектуре и скульптуре.[6] Отец и сын не дожили до освящения церкви, которое состоялось в 1410 году. Работы продолжались и в XVI веке.[7]

Парлеру приписываются и постройки за пределами Гмюнда. Несмотря на отсутствие подтверждающих документов, ему и его сыну Петру приписывается церковь Девы Марии в Нюрнберге. Оформление церкви поразительно близко к гмюндскому прототипу. Это также относится к хору Аугсбургского собора, начатому в 1356 году.[8] Возможно, он также приложил руку к проектированию Ульмского собора, начатого в 1366 году и сегодня являющегося самой высокой церковью в мире[9]; известно, что над этой постройкой работали его родственники.[7]