Паровозы H (финские)


Паровозы группы H[1] — пассажирские паровозы типа 2-3-0 Финских железных дорог. Были созданы для замены паровозов серии А. Строились на американских, а позже и на финских заводах. Всего существовало 8 разновидностей (H1 — H8), которые имели различные конструкционные отличия.

В конце 1890-х годов в Финляндии значительно возрос объём железнодорожных перевозок. Возросла также и масса поездов, особенно пассажирских. У имевшиеся локомотивов серии А сила тяги была явно недостаточной. Поскольку европейские производители не гарантировали своевременного выполнения контракта, в 1897 году у филадельфийской компании Baldwin (Филадельфия) было заказано 10 более крупных и мощных паровозов, получивших обозначение H1.

В последующие годы VR заказала у компании Richmond 22 аналогичные машины, получивших обозначение H2 и серийные номера 291—300 и 322—333.

В 1942 году номенклатура финских железных дорог была изменена, паровозы типов H1 и H2 были объединены в одну серию, Hk1, которая состояла из американских локомотивов с осевой формулой 2-3-0.

Полученные локомотивы почти 40 лет использовались в пассажирских поездах, будучи приписанными к депо Хельсинки, Санкт-Петербурга и Выборга, затем — Риихимяки и Карелии, а позже и в других частях страны. Они активно использовались, несмотря на то, что расход топлива и смазочных материалов у них был выше, чем у более поздних H3 и H4, построенных в Тампере. Эти паровозы использовались до середины 1950-х годов, а позже были выведены в резерв.

По состоянию на 1918 год, в России осталось 6 паровозов, которые семью годами позже были выкуплены. После Зимней войны 8 локомотивов были переданы Советскому Союзу. Один продолжил работать на нужды армии.