Паромная переправа Баку — Туркменбашы


Паро́мная перепра́ва Баку — Туркменбашы — морская железнодорожная грузопассажирская переправа на Каспийском море между городами Баку (Азербайджан) и Туркменбашы (Туркменистан).

Впервые о планах создания такой переправы сообщила газета «Вечерняя Москва» в августе 1929 года, однако действовать переправа начала только в 1962 году[1]. Первыми судами на этой переправе стали паромы типа «Советский Азербайджан» (проект 721)[2] постройки завода «Красное Сормово». Эти суда строились с 1962 по 1968 год. Позднее они были заменены судами, построенными на верфи «Ульяник» в Югославии.

В зависимости от погодных условий длительность перехода парома между портами составляет примерно 12 часов. Проходимое паромом расстояние составляет 306 км.

В настоящее время, при необходимости и при наличии груза на переправу может выйти до 9 ролкеров. На переправе действуют паромы «Ак. Топчибашев», «Дагестан», «Азербайджан», «Ак. Г. Алиев», «Проф. Гюль», «Нахичевань», «Меркурий-1» и «Меркурий −2». Два последних сравнительно новые. Паромы построены на верфях «Ульяник» (Югославия).

В сентябре 2014 года после 4-летнего строительства в посёлке Алят Карадагского района (70 км от центра города Баку) открылся новый паромный причал и терминал в рамках строительства нового Бакинского международного портового комплекса. С октября 2014 года начался разбор старого причала и грузовой ж/д станции «Баку-Паром» в центре города.

С 6 октября 2014 года отправка и обработка грузов, продажа пассажирских билетов на паромы до Туркменбашы, а также отправка всех судов-паромов по маршруту осуществляется с терминала «Алят-порт» (558006).