Бакинский международный морской торговый порт


Бакинский международный морской торговый порт — морской торговый порт в городе Баку (Азербайджан). Крупнейший порт на Каспийском море. Расположен на пересечении транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг. Через портовые терминалы поддерживается морская торговая связь с крупными портами Каспийского моря, а посредством Волго-Донского и Волго-Балтийского каналов, с портами Чёрного, Средиземного, Балтийского, Северного морей, Атлантического океана.

Бакинский порт является одним из старейших портов Каспийского моря и существовал на многих этапах истории государственного строительства Азербайджана. На протяжении веков порт Баку служил мостом между Востоком и Западом, соединяя древний Шёлковый путь, а также транспортный коридор Север-Юг, соединяющий Северную Европу и Россию с Ближним Востоком и Южной Азией. Позже этот маршрут использовали иностранные купцы из России, Европы, Индии и других стран.

В середине XV века на торговых путях Волга-Дон и Каспийское море был открыт новый коммерческий маршрут, соединяющий Восточную Европу с Индией. Это открытие повысило важность сегодняшнего Бакинского порта в качестве ключевого центра для торговли на Каспийском море, а также международной морской торговли. Хотя морская торговля в предыдущие века была основным видом деятельности Баку, официальные исторические упоминания о порте Баку встречаются с 1564 года. В 1564 году указом Сефевидского правителя I шаха Тахмасиба шейх Захид был назначен «первым министром» порта Баку.

В 1703 году более 20 индийских караванов путешествовали по маршруту Баку—Ардебиль, экспортируя шелк, масло, рыбу, мех, медь, лошадей, натуральную краску, икру и кожу.

В середине 19 века началось строительство современного порта Баку, и 21 июля 1902 года порту было официально предоставлено право самоуправления. С точки зрения грузовых и пассажирских перевозок, порт был одним из ведущих портов мира, в том числе крупнейшим портом Российской империи. Различные виды сухих грузов, такие как хлопок и сахар, были включены в основные торговые позиции Каспийского моря, как порт Баку, Красноводск (сегодня Туркменбаши), Петровск (сегодня Махачкала) и иранские порты. В 1900 году ежегодный грузооборот достиг 6,5 млн тонн (около 400 млн. Российских пудов), а в 1912 году порт обслужил 157 779 пассажиров. Российская империя извлекла выгоду из транзитных возможностей Бакинского порта, и примерно 38,1 миллиона пудов прошли через порт Баку в качестве транзитного груза. Следует отметить, что в 1905 году это была самая загруженная гавань.

Был проведен ряд строительных работ для обеспечения безопасного движения нефтяных танкеров в порту Баку с июня по август 1920 года за счет добычи нефти. С 1923 по 1924 год на порт Баку пришлось 27,3 % от общего объёма грузоперевозок в Советском Союзе. Этот результат превратил Бакинский порт в ведущий порт Советского Союза.


Бакинский международный морской торговый порт (Баку)
Точка
Порт на карте города Баку