Пасифик 231


Пасифик 231 (Pacific 231), или Симфоническое движение № 1 (Mouvement symphonique n° 1, H. 53) — оркестровая пьеса французского композитора Артюра Онеггера, написанная в 1923 году. Является одним из наиболее известных сочинений авангардистской академической музыки XX века, представляющей урбанистическое искусство. По словам музыковеда Г. М. Шнеерсона, «этой пьесе суждено было стать знаменем музыкального конструктивизма». Позднее композитор создал ещё два произведения с тем же подзаголовком — «симфоническое движение»: в 1928 году «Регби» (№ 2) и в 1933 году «Симфоническое движение № 3» (не имеющее авторского программного названия), которые составляют трёхчастный цикл.

Пьеса названа в честь паровоза Pacific 231G 558, самого нового и мощного, обладавшего исключительными для своего времени ходовыми качествами и развивавшего рекордную для тех времён скорость — 120 км/час. Цифры 2, 3 и 1 в названии произведения представляют собой французский метод записи соответствующей осевой формулы (типа) паровоза, которая описывает число бегунковых, движущих и поддерживающих осей в экипаже (количество колёсных пар, составляющих его ходовую часть)[1].

В 1923 году, будучи членом «Шестёрки», содружества молодых французских музыкантов, ищущих новые музыкальные пути, Онеггер решил воплотить в звуках ярко урбанистический образ — мощного паровоза, с силой рассекающего пространство. Пристрастие к техницизму было для членов «Шестёрки» общим, в их эстетике того периода отразились художественные искания, связанные с влиянием технического прогресса на повседневную жизнь человека и с городской жизнью общества. Не случайно Д. Мийо, например, создаёт вокальную сюиту с эпатирующим названием «Сельскохозяйственные машины» (1919) на тексты каталога[2].

Ещё до французского содружества композиторов первыми о желании «выразить музыкальную душу толп, больших промышленных складов, поездов, крейсеров, авто и аэро», восхвалить «Машину и триумф Электричества» («Манифест музыкантов-футуристов», 1912) заговорили итальянские композиторы Балилла Прателла и Луиджи Руссоло[3]. Для их воспроизведения были изготовлены специальные шумовые инструменты самых разнообразных сортов и видов. Немалую роль всевозможные механические шумы играли в партитуре балета «Парад» (1917) композитора Э. Сати.

Как и для его друзей, для Онеггера определяющими тенденциями в творческих исканиях двадцатых годов становятся урбанизм, конструктивизм и джаз. Онеггер с детства любил машины, особенно паровозы. Он собирал коллекцию фотографий локомотивов всех типов; отправляясь в поездку по железной дороге, он обязательно совершал прогулку по перрону к паровозу, который должен был вести состав. В интервью по случаю парижской премьеры Онеггер рассказывал:

Я всегда любил локомотивы; для меня они живые существа, и я их люблю, как другие любят женщин или лошадей.