Прателла, Франческо Балилла


Франческо Балилла Прателла (итал. Francesco Balilla Pratella; 1 февраля 1880 года, Луго, королевство Италия — 17 мая 1955 года, Равенна, Италия) — итальянский композитор и музыковед. Сторонник футуризма в музыке.[2][3][4][5] Автор «Технического манифеста футуристической музыки» (1911), в котором главными чертами музыки будущего объявил атонализм, энгармонизм, абсолютную полифонию и свободный ритм.

Франческо Балилла Прателла родился в итальянском Луго 1 февраля 1880 года. Начальное музыкальное образование получил в раннем детстве у отца, который хорошо играл на гитаре. В 1899 году был принят в консерваторию Пезаро, где учился у Пьетро Масканьи и Антонио Чиконьяни. В 1903 году завершил образование, получив диплом композитора.

Переехал в Париж, где познакомился с Луиджи Руссоло и присоединился к группе художников-футуристов. До знакомства с Филиппо Томмазо Маринетти и присоединения к футуристическому движению, занимался исследованием народных песен Романьи. Написал пять симфонических поэм, создав цикл «Романья», который позднее послужил основой для оперы в трёх действиях на романском диалекте «Розалина дей Вергони» (итал. Rosellina dei Vergoni). Одержал победу на конкурсе «Баруцци» в 1909 году, проходившем в городском театре Болоньи. Исполнил интермеццо «Розалины дей Вергони» в муниципальном театре в Имоле 20 августа 1910 года. Здесь впервые встретился с Филиппо Томмазо Маринетти, с которым до этого только переписывался.

11 января 1910 года опубликовал «Манифест музыкантов-футуристов», вслед за которым 11 марта 1911 года издал «Технический манифест футуристической музыки» и 18 июля 1912 года «Уничтожение квадратуры».

С 1911 года жил на вилле близ Порта Фаэнца, где частыми гостями были художники, музыканты и писатели, единомышленники композитора. Участниками «лугезских артистичеких посиделок» были Джорджо Моранди и Освальдо Личини, молодые Джакомо Веспасиани и Филиппо де Пизис, писатель Риккардо Баккели, скульптор Доменико Рамбелли, художники Роберто Селла и Нино Пази.

В 1912 году в Болонье издательством Бонджованни была опубликована книга под названием «Музыка футуристов», в которой творчество Франческо Балиллы Прателлы представлено, как точка отсчета в возникновении футуристической музыки. «Гимн жизни» (итал. Inno alla vita), первое футуристическое сочинение композитора, впервые исполнено в театре Костанци в Риме 21 февраля 1913 года, на «футуристическом вечере». В том же году начал работу над второй футуристической оперой «Авиатор Дро» (итал. L'aviatore Dro), в которой ввёл в оркестр народные инструменты и дудки. Премьера оперы 4 сентября 1920 года на сцене театра Россини в Луго прошла с успехом.