Пассакалья и фуга до минор (BWV 582)


Пассакалья и фуга до минор, BWV 582 — органная пьеса Иоганна Себастьяна Баха, предположительно написанная в начале его композиторской карьеры. Это одно из его наиболее важных и известных произведений, поскольку оно оказало большое влияние на пассакальи XIX и XX веков[1][2].

Оригинальная рукопись композиции в настоящее время считается утерянной; произведение, как это характерно для сочинений Баха и его современников, известно только по нескольким копиям. Существуют доказательства того, что оригинал произведения был записан не нотами, а органной табулатурой[3]. Точно неизвестно, когда Бах написал «Пассакалью и фугу», но некоторые источники указывают на период между 1706 и 1713 годами. Возможно, что произведение было написано в Арнштадте вскоре после возвращения композитора из Любека (где он, возможно, изучал остинатные творения Дитриха Букстехуде)[4].

Основной сюжет пассакальи и фуги, вероятно, был взят Бахом из мессы французского композитора Андре Резона[5][6]. Некоторые ученые оспаривают влияние Резона и считают, что «Пассакалья и фуга» имеет общие черты с произведениями немецких композиторов, в том числе с двумя чаконами (BuxWV 159 и 160) и пассакальей (BuxWV 161) Букстехуде, а также с чаконами Пахельбеля[7].

Пассакалья написана в размере 3/4 и состоит из 20 вариаций. Композиция достигает своей кульминации в двенадцатой вариации[8].

Органистка Мари-Клер Ален предложила разделить 21 вариацию на 7 групп по 3 вариации, каждая из которых открывается отсылкой к лютеранскому хоралу:[9]

За пассакальей сразу, без паузы, следует двойная фуга, по мере развития которой тема звучит в мажорных тональностях (ми-бемоль мажор и си-бемоль мажор), а затем снова переходит в до минор[10].