Чакона


Чако́на (исп. chаlgia, итал. ciaccona, фр. chaconne) — изначально средневековый танец карнавального характера. Благодаря испанским инструменталистам XVI века, сумевшим раскрыть в своих сочинениях мелодико-ритмическое богатство иберо-американской народной музыки, музыкальная тема чаконы, равно как сарабандыфолии и пассакальи, повлияла на общеевропейскую композиторскую практику[1]. Чакона схожа с пассакальей, танцем с иным происхождением, но в дальнейшем развитии сблизилась с последней. В настоящее время оба термина используются в одинаковом смысле.

В эпоху барокко — популярная инструментальная пьеса. Представляет собой полифонические вариации на тему, которая в неизменном виде повторяется в басу (basso ostinato); верхние голоса при этом разнообразно варьируются.

Первоначально чакона была народным танцем, известным в Испании с конца XVI века. Танец исполнялся в сопровождении пения и игры на кастаньетах, в оживленном темпе, с размером 3/4. Характер, согласно описаниям М. Сервантеса (новелла «La ilustre Fregona», опубликована в 1610 г.), Лопе де Вега (1618 г.) и др.[2], был неистовым и диким. Имеются данные о зарождении жанра в испанской популярной культуре Латинской Америки[3]. Не исключается также его мексиканское, индейское или мулатское происхождение[2].

Многие сохранившиеся записи для лютни и гитары свидетельствуют о быстром распространении чаконы в Европе, где она видоизменилась: стала медленным плавным танцем сосредоточенно-величавого характера с лирическим оттенком, чаще в миноре.

В Италии чакона, сближаясь с пассакалией, обогатилась вариационным развитием на основе basso ostinato.

Перейдя в XVII веке в придворный балет Франции, чакона приобрела медленный темп, церемонный характер.