Фолия


Фо́лия (порт. folia, исп. folía, итал. follia, фр. la folie) — остинатная модель, основа различных вариационных форм в старинной западноевропейской музыке. Первые образцы нотированной фолии — в трактате испанского теоретика Салинаса (1577), расцвет популярности вариаций на фолию — в музыке барокко (XVII и первая половина XVIII веков). Вариации на фолию встречаются вплоть до XX века («Вариации на тему Корелли» С. В. Рахманинова).

Изначально фолия была карнавальным «потешным» танцем, подобно мореске. Сопровождалась кастаньетами, погремушками и другими инструментами, производящими шум[1]. Его исполнители — мужчины, наряженные женщинами, — вели себя столь дико и шумно, что казались лишенными рассудка (отсюда и название танца, порт. folia — страсть, безрассудство, двойная игра).

Само слово «фолия» впервые встречается у португальского драматурга Жила Винсенте в пьесе на религиозную тему Auto de la Sibilla Cassandra («Акт Сивиллы Кассандры»), написанной на кастильском испанском либо в 1503 году[2], либо в 1513 году[3], и в ней фолия упоминается как «танец, исполняемый пастухами».

Датируемая 1490 годом нотная запись вильянсико «Родриго Мартинес» (Rodrigo Martinez) фиксирует раннюю, едва ли не первоначальную мелодико-гармоническую формулу фолии[4][5]. Данное вильянсико неизвестного автора вошло в так называемый «Дворцовый песенник» (Cancionero de Palacio) — сборник вильянсико, романсов и танцев, составлявшийся на протяжении сорока лет (между 1474 и 1516 гг.) при дворе Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского. Голландская исследовательница-энтузиаст Ванита Резида (Wanita Resida) утверждает, что вильянсико другого автора, Франсиско де ла Торре, соответствующее гармоническому строю фолии, могло попасть в этот сборник на пару лет раньше, чем «Родриго Мартинес»[4].

Мелодико-гармонические формулы, служившие структурным каркасом фолии, в то время фигурируют также под названиями «паваны», «арии» и т. д. Сходны с фолией романеска (также часто называемая «певческой арией» — aria per cantar) и «старинное пассамеццо». Одну из таких моделей вместе с руководством к варьированию и образцами обработок приводит Диего Ортис в «Трактате об орнаментировании на клаузулы» (Trattado de glosas sobre clausulas y otros generos de puntos en la musica de violones, 1553 год), также не называя её фолией[5].

Первые дошедшие до нас образцы мелодии, прямо обозначенной как «фолия», принадлежат выдающемуся испанскому теоретику Франсиско де Салинасу[5]. В трактате «Семь книг о музыке» (De musica libri septem), опубликованном в Саламанке в 1577 году, он называет фолию «португальским танцем» и приводит два варианта мелодии.