Придворный балет


Придворный балет (итал. balletto, фр. Ballet de cour) — род зрелища в XV веке при дворах итальянской знати, а с конца XVI века при французском дворе. Сочетал в себе чтение поэзии, исполнение вокальной и инструментальной музыки, хореографические и сценографические постановки.

В период расцвета во Франции состоял из поочерёдных выходов исполнителей — членов королевской семьи, придворных и некоторого количества профессиональных танцоров. Последний выход, называемый «большой балет» (фр. grand ballet), обычно объединял всех танцоров.

Первые источники придворных развлечений — фольклорная основа в искусстве жонглёров и бас-дансы дворцовых празднеств.

С началом XV века при дворах итальянской знати стало модным подчёркивать собственное великолепие высокохудожественными средствами. В этой связи появляется новая придворная фигура — мастер танца как теоретик танцевального искусства.

Благодаря теоретическим трудам, сохранившимся в библиотеках, в истории эпохи остались имена Доменико из Пьяченцы, его учеников Антонио Корнацано и Гульельмо Эбрео. Все они разделяли одно и то же теоретическое видение танца и пользовались одной и той же терминологией, так что можно говорить об изначальной итальянской («ломбардской») школе, установившей первые правила, эстетику и этику придворного танца.

В 1533 году флорентийка Екатерина Медичи вышла замуж за французского короля Генриха II и завезла со своей родины во Францию моду на театральные и церемониальные постановки, включая галантные общественные танцы[1].