Сарабанда (исп. zarabanda) — старинный испанский танец. Известен с XVI века[1], этимология названия не установлена. Из подвижного и карнавального перешёл, сохранив мелодико-гармоническую формулу, в род торжественного танца-шествия, став неотъемлемой частью сюит. Благодаря испанским инструменталистам XVI века, раскрывшим в своих сочинениях мелодическое и ритмическое богатство иберо-американской народной музыки, музыкальная тема сарабанды, равно как фолии, чаконы и пассакальи, оказала воздействие на общеевропейскую композиторскую практику[2].
Литературная форма традиционных танцевально-песенных текстов, известных под названием сарабанда, близка заджаль-строфической форме с припевом арабско-романского происхождения, распространённой в Андалусии с XI века[3].
Ранние испанские документы свидетельствуют также о связи сарабанды с латиноамериканским (в частности, мексиканским) танцевальным фольклором[3].
Ранние формы сарабанды описываются классиками испанской литературы (такими как М. де Сервантес, Лопе де Вега, Ф. Ортиц, Э. Наварро) как резвый, озорной, темпераментный танец, исполнявшийся под удары барабана и кастаньет[3].
Сарабанда на текст Педро де Треджо пелась в Мехико во время погребальной церемонии, за что её автора привлекли к суду инквизиции, это было первое упоминание Сарабанды и относится оно к 1569[4].
После нескольких не слишком удачных попыток католической церкви запретить его исполнение начинается сознательное переосмысление танца, призванное снизить его популярность: в 1583 пение сарабанды было запрещено в Испании, а в 1618 году сарабанда становится, несмотря на запрет, придворным танцем в той же Испании, приобретя торжественный, величественный характер.