Патафизика


Патафизика (фр. Pataphysique) — по определению Альфреда Жарри, который ввёл этот термин в пьесе «Гиньоль» (1893), «наука о предмете, дополняющем метафизику», то есть понятие более широкое, чем физика и метафизика, и «соединяющее науку и поэзию». В области патафизики, по представлениям Жарри, нет общих законов — всё индивидуально и исключительно[1]. Предмет патафизики не феномены, а эпифеномены, то есть «бытие феномена» (Жиль Делёз)[2].

Поскольку патафизика намечает границы метафизики, что по определению невозможно, интенция этого понятия ироническая. Псевдофилософская, по сути шутовская терминология Жарри, развитая им в романе «Деяния и мнения доктора Фаустроля, патафизика» и построенная на сложных каламбурах, пришлась по душе сюрреалистам, для которых задача патафизики состоит в сращении объективного и субъективного, внутреннего и внешнего до уровня, когда различия между этими понятиями стираются[1].

В 1948 году в Париже прошло первое заседание Коллежа патафизиков — своего рода пародии на научные и философские сообщества. В состав этого объединения вошли некоторые видные сюрреалисты, абсурдисты и близкие к ним фигуры, как, например, Марсель Дюшан и Раймон Кено. Коллеж публиковал собственные «учёные записки» под латинским названием Subsidia Pataphysica.

Понятие патафизики (также возможно написание ‘патафизика – ‘pataphysique – сокращение от фр. épataphysique[3]) сложно определимо, так как феномен патафизики по своей сути противостоит необходимости заключения термина в четкие смысловые рамки[4].

В книге Альфреда Жарри «Деяния и суждения доктора Фаустролля, патафизика» (опубл. 1911) предлагается следующее определение:

«Патафизика есть наука о воображаемых решениях, которая образно наполняет контуры предметов свойствами, пока что пребывающими лишь в потенции»[5].