Патентный тролль


Патентный тролль (англ. patent troll) — физическое или юридическое лицо, специализирующееся на предъявлении патентных исков.

Патентные тролли предпочитают называть себя патентными холдингами[1] или патентными дилерами[1] (англ. patent dealer[2]). Применяются также другие названия: непрактикующее лицо (англ. non-practicing entity, NPE[3]),непроизводящий патентовладелец (англ. non-manufacturing patentee[4] или англ. non-manufacturing entity),торговец патентами (англ. patent marketer[4][5]), которые в основном применяются к владельцам патентов, не ведущим самостоятельной производственной деятельности[3].

Механизм работы патентных троллей необычен. Дело в том, что патентные тяжбы в США стоят очень дорого, и даже если жертва выиграет, для неё дешевле будет отдать деньги троллю, чем участвовать в суде. Например, Лаборатория Касперского дала отпор троллю, однако на суды пришлось потратить 2,5 млн долларов[6].

Против развязавших патентную войну конкурентов часто помогают встречные патентные иски (в первую очередь для этого у крупных фирм и есть огромные патентные портфели и патентные пулы), но тролль к таким искам неуязвим, так как ничего не производит.

Термин «патентный тролль» начали использовать с 1993 года для описания компаний, агрессивно проводящих патентное преследование[7].

Впервые патентный тролль был изображён в «Патентном видео», представленном в 1994 году и распространённом среди корпораций, университетов и государственных учреждений. В нём ничего не подозревающие лица становятся жертвами патентного тролля, который позиционирует себя как лицо, получающее ренту с лицензионных отчислений[8].